Агентство Sputnik Казахстан опубликовало большой фотопроект об этнографической экспедиции ученых АлтГУ

11 ноября 2021 НОЦ «Большой Алтай»
Международное информационное агентство Sputnik Казахстан опубликовало большой фоторепортаж о Международной этнографической экспедиции ученых научно-образовательного центра «Большой Алтай» Алтайского государственного университета в Кыргызстан. Экспедиция состоялась в сентябре 2021 года.

Международный проект «Тюрко-монгольский мир „Большого Алтая“: единство и многообразие в истории и современности» объединил ученых из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии и России для изучения общих историко-культурных корней тюркских народов.

Первой совместной работой стала этнографическая экспедиция в Кыргызстан. Исследователи побывали в 16 селах и стойбищах, посетили мастерские по изготовлению традиционных войлочных ковров, а также познакомились со сказителями древнего эпоса.

Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте, подготовленной при поддержке организаторов — Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского государственного университета (НОЦ «Большой Алтай», АлтГУ) совместно с Кыргызским национальным университетом им. Ж. Баласагына, Институтом истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, НАН Кыргызской Республики.

Тюркские народы имеют глубокие историко-культурные связи, уходящие корнями в кочевую цивилизацию.

«На Большом Алтае происходило зарождение и формирование тюркских народов, сплав и взаимодействие разных культур, в результате чего, даже в современной жизни этих народов — в обычаях, еде, семейных отношениях, формах государственного управления — можно найти нечто общее. То, что делает кыргыза, алтайца, казаха, потомственного сибиряка, практически родственниками», — рассказал руководитель НОЦ «Большой Алтай», президент АлтГУ Сергей Землюков.

Скотоводческий уклад тюркских народов связан с общим культурно-генетическим фондом. Традиция, основанная на разведении большого стада разного состава животных, сохранилась и сегодня. Это обеспечивает устойчивость традиционной системы питания, о которой было известно еще в конце XVIII — в начале XIX веков по этнографическим описаниям.

В северных районах республики Кыргызстан — Иссык-Кульской и Нарынской областях — доля занятий скотоводством очень велика. Высокогорное пастбище является главным источником для мясной и молочной продукции и Кыргызстана, и соседних регионов.

Также скот является источником шерсти, из которой делают войлок. Традиционно его используют для постройки юрт, которые сохраняют свое значение у тюркских народов и сегодня.

В юртах скотоводы живут до сих пор на высокогорных летних пастбищах, потому что другой тип жилища там возвести невозможно. Кроме того, юрты можно увидеть в сельской и в городской местности в качестве дополнительного или праздничного дома, в том числе и в Казахстане.

Сегодня одним из центров изготовления юрт является уникальная, ремесленная деревня Кызыл-Туу, которая известна не только в Кыргызстане, но и за его пределами.

«У тюркских народов наблюдается всплеск этнического самосознания, расцвет этнической культуры, которая активно ищет свое место в этом мире. Производство юрт, ковров и других изделий гибко адаптируется к современным условиям и переориентируется на современный рынок, в том числе на туристическую сферу. Таким образом, получая второе дыхание и возможность продолжения во времени», — поделился организатор экспедиции, эксперт НОЦ «Большой Алтай», директор Института истории и международных отношений АлтГУ Иван Назаров.

Помимо утепления юрт, тюркские народы традиционно используют войлок для изготовления ковров. Этим ремеслом занимаются женщины, следуя всем старинным канонам.

В 2012 году ЮНЕСКО включила войлочные кыргызские ковры — шырдаки — в Список нематериального культурного наследия человечества.

Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется «Манас».

Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно в народе считается что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.

«Экспедиция вызвала большой научный интерес со стороны нашей республики, потому что наши традиции и культура очень близки. Поэтому организовав этнографическую экспедицию в Восточно-Казахстанский регион, можно собрать и систематизировать сохранившиеся традиции и казахского народа, и кочевой цивилизации», — рассказала заместитель директора по науке «Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника» Гульжан Кашакукызы.

Первые итоги экспедиции подвели на Втором Международном алтаистическом форуме в АлтГУ.

Проект «Тюрко-монгольский мир „Большого Алтая“: единство и многообразие в истории и современности» реализуется при поддержке министерства науки и высшего образования России.

Версия для печати
поделиться