АлтГУ презентовал свои достижения по программе развития «Приоритет 2030»

22 июня 2022 Управление информации и медиакоммуникации

Накануне Алтайский госуниверситет с рабочим визитом посетил член Комиссии Министерства науки и высшего образования РФ по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Степан Калмыков. Он посетил ключевые площадки вуза, также состоялась презентация программы развития.

В ходе визита академик РАН, декан химического факультета МГУ Степан Калмыков посетил объекты, имеющие связь со стратегическими проектами университета: Российско-Американский противораковый центр, НИИ Биомедицины, Алтайский центр прикладной биотехнологии, Лабораторию космического мониторинга, ИЦ Промбиотех и Южно-Сибирский ботанический сад.

Презентовал программу развития Алтайского государственного университета ректор Сергей Бочаров:

«Университет уже 10 лет идет по пути трансформации. До программы „Приоритет 2030“ он принимал участие в трех программах развития и уже сформировался как ведущий образовательный, научный, инновационный центр Алтайского края. Управленческая команда университета вошла в проект с ясным пониманием необходимости проведения дальнейших изменений. Трансформация должна быть комплексной, изменения должны проходить на высоких скоростях, университет должен обладать собственной траекторией развития, нацеленной на уникальный опыт и уникальную модель».

Спектр научных интересов коллективов университета предопределили региональные особенности: науки о жизни и медицине, история, археология, гуманитарные науки, математическое моделирование и т. д. Они были оформлены в виде четырех стратегических проектов: «АгроЭкоСистемы», «Агробиотех», «Здоровьесбережение» и «Большой Алтай». Они выступают ядром программы развития, вокруг которого развиваются отдельные проекты.

Программа предполагает разработку и внедрение инновационных технологий в предпринимательских структурах региона, активное развитие цифровых компетенций и расширение возможностей для развития и самореализации молодежи.

Благодаря программе был сформирован пул междисциплинарных проектов среди подразделений. Прошло несколько конкурсов, в ходе которых было поддержано более 60 проектов.

«Фокус в нашей работе нацелен на формирование проектных команд, вовлечение в деятельность университета носителей уникальных компетенций, в том числе со стороны индустриальных партнеров, привлекательные условия для молодых научно-педагогических работников, а также их последующее развитие. Для решения этих задач в университете создано HR-подразделение, объявлены стартовые гранты для молодых ППС, вовлеченных в реализацию программы „Приоритет 2030“, введена процедура открытого конкурентного конкурса с привлечением кадров из внешних организаций, создан и обновляется кадровый резерв. Важным элементом является развитие и продвижение кадров, в рамках которого мы запустили систему управления талантами с поддержкой стажировок молодых перспективных НПР по приоритетным трекам и компетенциям в ведущих научных и образовательных организациях РФ и за рубежом. Для повышения мотивации реализуется программа поддержки молодых сотрудников, которая предусматривает пониженную учебную нагрузку на преподавателей, вовлеченных в научную деятельность, и систему бонусов», — отметил Сергей Бочаров.

Источники финансирования программы развития складываются из двух направлений: поддержка по базовой части программы «Приоритет 2030» в размере 100 млн рублей и софинансирования, которое университет направляет на развитие своих образовательных и научных проектов. По итогам 2021 года 31% средств направлен на приобретение научного оборудования, 22% — на оплату труда, 14% — на компьютерную технику, 12% — на ПО.

Сергей Бочаров рассказал и о финансовой модели организации:

«При формировании финансовой модели на перспективу университет исходит из принципов диверсификации источников развития, увеличения доли собственных средств. Важнейшее направление — наращивание доли внебюджетных средств, связанных с реализацией научно-исследовательских работ. Благодаря программе и поддержанным проектам мы уже смогли нарастить за год долю внебюджетных доходов на 6%, к 2030 году совокупную величину собственных доходов как образовательной, так и научной деятельности планируем довести до 60%».

Первый проректор по учебной работе Евгения Жданова рассказала о результатах реализации образовательной политики. В университете создается инновационная открытая образовательная экосистема. Ключевые изменения направлены на реализацию масштабных образовательных проектов, которые отражены в ключевых приоритетах и достижимых к 2030 году эффектах. В рамках зонтичных проектов формируются и реализуются институциональные проекты с привязкой к стратегическим проектам университета.

Основной акцент был сделан на индивидуальных образовательных траекториях (ИОТ). Перестройка образовательного пространства, чтобы студент действительно стал автором своего образовательного пути, является для университета одним из ключевых направлений развития. Вуз создает собственную модель, впитав известный опыт ведущих вузов, успешных в этом направлении. Для ее реализации совместно с экспертами – аналитиками  CUSTIS  был осуществлен подробный аудит нашей модели персонификации образования, ее институциональное и цифровое наполнение и  жизнеспособность.

Университет начал реализацию собственной модели ИОТ для поступивших в 2021 году с внедрения модуля «Университетское ядро», направленного на освоение общего содержательного контента и формирование базиса как системы универсальных и общепрофессиональных компетенций. Вариативность ядра позволяет усиливать эти компетенции для различных направлений подготовки.

Университет в рамках ИОТ взял курс на развитие системы сетевого обучения по трем моделям: сетевое включенное обучение с вузами РФ, совместные ОП с зарубежными вузами стран Большого Алтая и Центральной Азии, сетевое взаимодействие с индустриальными партнерами и членами консорциумов. Всего по таким программам обучается более 2000 студентов.

Отдельного внимания заслуживает образовательный компонент проекта «Большой Алтай», в рамках которого создано 120 онлайн-курсов на русском и английском языках.  В 2022 на цифровой платформе «Большого Алтая»  будет осуществлен набор на восемь ОП магистратуры, из них шесть реализуются как двудипломные междисциплинарные проектно-ориентированные с вузами-партнерами  Консорциума «Большой Алтай».

Евгения Жданова также рассказала о цифровых помощниках студента на маршруте ИОТ и системе управления цифровым образовательным пространством.Результаты научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок представил проректор по научному и инновационному развитию Александр Дунец. Главной целью он обозначил трансфер инновационных продуктов и технологий, представляющих интерес для коммерциализации и внедрения в интересах технологического развития Алтайского края, России и регионов Большого Алтая на основе сложившихся в университете флагманских проектов, созданных консорциумов и прорывных научно-технологических проектов, преимущественно в сферах цифровой и «зеленой» экономики, экологии.

Александр Дунец отметил, что с начала реализации программы «Приоритет 2030» университет определил для себя три проекта. «Акселератор инноваций» направлен на повышение компетенций в области коммерциализации НИОКР. Проект «Территория науки» связан с созданием новых научных коллективов и их поддержки за счет создания внутриуниверситетских грантов, конкурсов. Проект «Мой выбор — наука» направлен на развитие молодых научных кадров, поддержку молодых НПР, привлечение талантливой молодежи.

Центр продвижения R&D создан для выстраивания партнерств, работы по отбору объектов интеллектуальной собственности, развития технологий коммерциализации и поддержки стартапов.

Важнейшим направлением является развитие научно-технологической экосистемы флагманских проектов с участием проектных команд консорциумов. В прошлом году создано восемь консорциумов: «Агроэкологический мониторинг для целей устойчивого развития сельских территорий», «Математическое моделирование природных процессов», «Биотехнологии и химические технологии в фармацевтике», «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», «Проектирование санаторно-курортных и туристских территорий», «Научное обеспечение экологической безопасности социально-экологических систем и устойчивого развития Большого Алтая», «Изучение и сохранение биоразнообразия и генетических ресурсов Северной и Центральной Азии», «Моделирование, организация, цифровизация, оценка и мониторинг аграрных территорий».

В рамках этих консорциумов созданы точки сбора новых центров превосходства с привлечением потенциала партнеров. Определены основные центры и ключевые подразделения, что позволяет формировать новые центры на основе механизма внутриуниверситетских грантов, поддержки прикладных научных исследований, развития академической мобильности. Базой являются запросы индустриальных партнеров, на которые ориентируется университет.

Александр Дунец обозначил некоторые результаты, полученные в рамках этой работы: разработаны тканеинженерные конструкции кожи на основе природных биополимеров и фибробластов для регенеративной медицины, получен консорциум на основе бактерий рода Bacillus, антагонистически активных против патогенов культурных растений, обнаружены виды, новые для фауны азиатской части России и др.

В своем докладе Александр Дунец также рассказал о развитии научно-технологической экосистемы флагманских проектов, продвижении продуктов и технологий, расширении пула флагманских проектов по новым научным направлениям, создании научно-технологического парка «Агробиотех», поддержке молодых ученых и крупных научных мероприятиях в рамках программы «Приоритет 2030».

Проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Максим Герасимюк рассказал о результатах реализации политики цифровой трансформации. Он отметил, что цифровая трансформация университета — это вспомогательный процесс, который позволяет повысить качество основных базовых процессов: образовательного, научного, административного, кампусного и пр.

Выделено пять ключевых направлений цифровой трансформации: развитие цифровой образовательной и научно-исследовательской платформы АлтГУ, объединяющей все цифровые сервисы вуза по принципу «одного окна», цифровая платформа взаимоотношений с партнерами в рамках консорциумов и соглашений, развитие инфраструктуры для работы с большими данными (Big DATA) и искусственным интеллектом (AI), развитие системы BI и создание системы «Умный университет».

Максим Герасимюк отметил, что базисом внедрения цифровых технологий является инфраструктура. В конце 2021-го и начале 2022 года удалось втрое увеличить скорость интернет-каналов с 300 Мбайт в секунду до 1 Гбайта. Увеличена пропускная способность опорной сети до 10 Гбит/с, начато развитие технологии бесшовных сетей, запатентованной сотрудниками университета, — создание сетей Wi-Fi на основе взаимосвязанных маршрутизаторов. В университете создано 108 виртуальных серверов, на 10% обновлена компьютерная сеть. В университете имеется 2890 компьютеров и 37 компьютерных классов. В университете внедряются облачные сервисы, система антивирусной защиты. Работает система внутреннего мониторинга ИТ-инфраструктуры GLPI.
Университет внедряет клиентоориентированную модель, которая позволяет студенту, преподавателю, сотруднику вуза получить доступ ко всем базовым сервисам и ресурсам университета.

Максим Герасимюк рассказал о ключевых инфраструктурных проектах, призванных серьезно изменить качество цифровой среды: «Модернизация серверного и телекоммуникационного оборудования, компьютерных классов», «Медиахаб», «Видеостена», «Вычислительный центр», «Технология Mesh-сети». Обозначены ключевые сервисные проекты: «BI-платформа», «АИС GLPI», «Межсетевой экран UserGate», «Онлайн-оплата услуг университета».

Проректор отдельно остановился на проекте «Речевые технологи» как примере взаимодействия с технологическим партнером. Этот пилотный проект Росатома университет отработал в период пандемии, робот-голосовой помощник обрабатывал звонки, которые поступают в вуз, а сейчас работает в рамках приемной кампании. Запущена образовательная программа и курс ДПО «Речевые технологии».

На сегодняшний день цифровыми партнерами АлтГУ являются корпорация «Росатом», «Sitronics group», «Eltex», фирма «1С», «Систематика», «Яндекс Облако», «Центр информационной безопасности», «АИКТ», НТЦ «Галэкс».
Результаты деятельности ученых университета в рамках четырех стратегических проектов: «АгроЭкоСистемы», «Агробиотех», «Здоровьесбережение» и «Большой Алтай» — представили их руководители.

«Основная цель моего визита, моего участия в Совете по программе „Приоритет 2030“ — это не формальный финансовый аудит или проверка, а именно проработка основных вопросов, на которые потом я должен буду ответить в министерстве. Это то, насколько программа „Приоритет 2030“ изменила облик университета. Необходимо понять, как университет стал развиваться после того, как стал участником программы, по конкретным направлениям и показателям: привлечение студентов, индустриальных партнеров, программы ДПО, цифровизация и т. д.», — отметил Степан Калмыков.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0