Руководство Туркменистана и, прежде всего, Президент Гурбангулы Бердымухамедов в последнее десятилетие уделяет большое внимание развитию национальной науки, культуры и образования. Это выразилось в серьезных финансовых вложениях, в т. ч. в постройку новых зданий для институтов Академии наук, некоторых учебных заведений, музеев и т. д. Не меньшее внимание уделяется и взаимодействию ученых Туркменистана с зарубежными коллегами. К тому же такое взаимодействие позволяет формировать определенный позитивный образ страны, которая достаточно динамично развивается в последние годы.
С этой целью Академия наук Туркменистана проводит различные конференции непосредственно при всесторонней поддержке Президента. В прошлом году это была конференция, скорее даже форум, «Новруз — праздник мира и добра», в котором, кроме ученых, приняли участие 12 президентов и премьер министров из центральноазиатских государств. В этом году мероприятие носило уже более академический характер и конференция была посвящена изучению историко-культурного наследия юго-восточного Туркменистана и сопредельных территорий. Координатором конференции выступил Институт археологии и этнографии АН Туркменистана. Сама конференция проходила в г. Ашхабаде и в Туркменбаши, в национальной туристической зоне «Аваза» на берегу Каспийского моря. В конференции приняло участие более 100 человек, в т. ч. более 50 ученых из Ирана, Азербайджана, Киргизии, Китая, Японии, Польши, Украины, России, Молдовы, Белоруссии, США, Италии, Индии, Чехии, Таджикистана, Турции, Перу, Франции, Германии, Кореи, Туниса, Норвегии, Венгрии. О важности для Туркменистана данной конференции свидетельствует и то, что ее проведение на протяжении нескольких дней транслировалось по всем каналам страны. П.К. Дашковскому, например, пришлось дважды давать интервью 2 каналам о данном мероприятии.
Заседания проходили по трем секциям «Международное сотрудничество по сохранению и изучению историко-культурного наследия юго-восточного Туркменистана в эпоху могущества и счастья», «Источники и историография по истории юго-восточного Туркменистана», «Развитие древней и средневековой материально-духовной культуры юго-восточного Туркменистана». Кроме того, после работы секций, был организован еще круглый стол «Вопросы сохранения, изучения и распространения в мире культурного наследия юго-восточного Туркменистана», в рамках которой обсуждались проблемы не только сохранения и изучения объектов культурно-исторического значения, но и вовлечения их в туристическую сферу. Вообще, нужно отметить, что при всем внимании руководства страны к историческому наследию Туркменистана, тем не менее, какой-то единой программы для решения обширного круга проблем в этом направлении еще не выработано, на что и обращалось внимание разными коллегами.
П.К. Дашковский сделал доклад, который был посвящен влиянию разных религиозных систем на традиционное мировоззрение номадов. В скифо-сакский период в мировоззрении кочевников Центральной Азии присутствовал обширный круг верований и представлений, получивших ранее развитие в зороастризме и маздаизме, а также реминисценции индоарийских представлений. С хунну-сяньбийского и тюркского периодов кочевые племена стали более активно взаимодействовать с земледельческими народами, в т. ч. благодаря Великому шелковому пути, который выступал важнейшим ретранслятором различных культурных явлений и прозелитарных религий. Археологические и письменные источники свидетельствуют, что религиозные верования хунну имели достаточно разработанную структуру, в которой можно выделить комплекс анимистических представлений, погребально-поминальную практику, систему мировоззренческих установок связанных с сакрализацией персоны правителя, а также широкое развитие религиозного эклектизма.
Возможно, хунну могли быть знакомы с буддизмом, который проникал к номадам, вероятно, через Великий шелковый путь из Средней Азии. Однако наибольших успехов буддизм смог достичь в эпоху поздней древности у сяньби и жужаней. В мировоззрении тюркоязычных номадов эпохи средневековья важной основой являлся шаманский комплекс. С другой стороны, распространение в Центральной и Средней Азии прозелитарных конфессий (буддизм, манихейство, несторианство) не могло не отразиться на религиозной жизни номадов и не привести к формированию синкретичных представлений, образов и обрядов. Кроме того, религиозный фактор стал активно использоваться военно-политической элитой кочевников для решения не только внутренних, но и внешних проблем. В тоже время, в силу недолговечности полиэтничных империй раннего средневековья ни одна из мировых религий так и не смогла занять доминирующие позиции в мировоззрении тюрков, уйгуров, кыргызов. В этой связи даже официальное провозглашении религии государственной (как, например, манихейства у уйгуров) в большинстве случаев не означало глубокого проникновения новых идей в традиционное мировоззрение номадов, концептуальной основой которого являлось тенгрианство. Интересно отметить, что аналогичная тенденция на начальном этапе во многом прослеживалась и в последующий период, например, в Золотой Орде. После провозглашения ханом Узбеком ислама государственной религией, традиционный комплекс верований занимал еще прочные позиции у монголов на протяжении длительного периода.
Кроме участия в конференции П.К. Дашковский решал и вопросы международного сотрудничества. Были обсужден возможности сотрудничества как с туркменскими коллегами, так и с коллегами из других стран, прежде всего, Ирана, Таджикистана и Азербайджана. В частности, с проректором международным связям Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава (Таджикистан) д. ф-м. н. Абдулхаем Комили достигнута договоренность о заключении договора о сотрудничестве между нашими вузами по нескольким важным направлениям в области науки и образования Он также выразил желание вступления таджикского университета в Ассоциация азиатских университетов для укрепления интеграционных процессов. Возможно, Абдулхай Комили приедет АлтГУ в конце марта для обсуждения конкретных мероприятий в рамках заключаемого договора.
Другой проект, который планируется развивать совместно с иранскими коллегами, направлен на изучение влияние древней иранской культуры на кочевые народы Центральной Азии в эпоху поздней древности. Достигнуты договоренности о сотрудничестве с представителями еще нескольких государств, т. ч. на ближайшие несколько лет обозначились интересные научные перспективы.
Что касается сотрудничества в области образования, то следует отметить, что у зарубежных коллег несомненно вызывает интерес возможность обучения иностранных студентов в нашем университете, в т. ч. в магистратуре. Сейчас на новом объединенном факультете открывается новое направление «Регионоведение России», которое будет интересно как российским, так и иностранным абитуриентам.