Компенсировать потери от ЕГЭ

29 ноября 2007

6 ноября в рамках III научно-практической конференции "Лингвистика и школа" состоялся круглый стол "Единый государственный экзамен по русскому языку: приобретения и потери". В обсуждении проблем, волнующих не только всех филологов, но и широкую общественность, приняли участие профессор Омского университета Борис Иванович Осипов, профессор Челябинского университета Людмила Алексеевна Месеняшина и другие авторитетные лингвисты, съехавшиеся на конференцию со всех концов России, а также представители хозяев - декан филологического факультета Наталья Алексеевна Кузнецова и завкафедрой современного русского языка Любовь Борисовна Парубченко. 

Участники круглого стола единодушно сошлись во мнении, что потери от ЕГЭ значительно превосходят приобретения. В выступлениях отмечалось, что ЕГЭ не решает тех задач, которые декларировались московскими чиновниками при его введении, - обеспечить равные условия всем школьникам и снизить уровень коррупции в сфере образования. При этом он оказывает пагубное влияние на уровень преподавания русского языка в средней школе, вынуждает учителей заниматься "натаскиванием" детей к тестам вместо того, чтобы давать им глубокие знания и формировать осознанное отношение к родному языку. Много обоснованных претензий было высказано по качеству самих тестов. Некоторые задания, предполагающие однозначный ответ, в действительности допускают не только то решение, которое продиктовано далеко не безупречным лингвистическим вкусом методистов, привлеченных к составлению тестовых заданий неизвестно по какому принципу отбора. Уже сама форма ЕГЭ входит в противоречие с принципами устройства и функционирования живого русского языка, который на современной стадии его развития характеризуется широкой вариативностью литературных норм в орфографии, пунктуации, произношении, ударении и других областях.

Вместе с тем, несмотря на разделяемое всеми участниками обсуждения мнение о невысокой образовательной ценности ЕГЭ по русскому языку, ни у кого не вызывает сомнения, что ЕГЭ - это объективная данность, и школьный учитель словесности вынужден играть по тем правилам, которые ему навязаны сверху, ведь он отвечает перед детьми и их родителями за те баллы, которые будут получены на экзамене его воспитанниками и повлияют на их дальнейшую судьбу. Поэтому ученые-лингвисты при всем своем резко отрицательном отношении к нынешней форме экзамена не могут оставаться в стороне и считают своим долгом сделать все от них зависящее, чтобы помочь школе хоть как-то компенсировать те потери от ЕГЭ, о которых много и справедливо говорилось участниками конференции. В этом плане дискуссии о том, какими путями можно двигаться в данном направлении с привлечением широкого круга специалистов и самих учителей, как это имело место в АлтГУ, чрезвычайно плодотворны, и их не только научно-методическую, но и социальную значимость трудно переоценить.

Информация предоставлена кафедрой современного русского языка ФФ

Опубликовано в газете "За науку!"
№ 42 (1026) от 29 ноября 2007 года

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0