«Российская газета» опубликовала интервью с проректором по научному и инновационному развитию АлтГУ А.А. Тишкиным

1 октября 2015 Отдел по связям с общественностью
«Российская газета – Неделя. Сибирь» опубликовала в номере за четверг, 1 октября, интервью с проректором по научному и инновационному развитию АлтГУ, доктором исторических наук, профессором Алексеем Алексеевичем Тишкиным, озаглавив его «Слоеный пирог истории».

Профессор Тишкин говорит, что пришло время писать древнейшую, древнюю и средневековую историю Алтая, который ученые считают территорией сложения многих цивилизаций. Белых пятен в этом регионе для археологов практически не осталось. Самая древняя стоянка, которая изучена археологами, расположенная в долине реки Ануй, относится к раннему палеолиту – Карама. Специалисты из Новосибирска считают, что этой стоянке около 600–800 тысяч лет.

Все народы, культуры и цивилизации полиэтничны

Алексей Алексеевич, сибирские археологи в последнее время поражают удивительными находками. Как эти находки изменили представление о древнем человеке?

– Рассказывая о нынешних успехах сибирских археологов, нужно обязательно вспомнить о том, какой мощный научный центр в свое время заложил академик Алексей Павлович Окладников. Речь идет о нынешнем Институте археологии и этнографии СО РАН. Этот институт пользуется огромным авторитетом в стране и в мире, его сотрудники проводят археологические исследования не только в Сибири, но и в Европе, Средней Азии, Казахстане, Иране, Китае, странах Юго-Восточной Азии. Он имеет разветвленную структуру и успешно решает одну из важнейших проблем археологии, связанную с консолидацией деятельности ученых различных стран и аккумулированием добытых знаний. Есть ведь масса серьезных работ, с которыми в одиночку не справиться. Серия громких открытий, сделанных в знаменитой Денисовой пещере, расположенной на границе Алтайского края и Республики Алтай, не случилась в один момент – это, как минимум, плоды 30-летней работы. «Пещерная» тематика – вообще отдельное направление, для реализации которого требуется особая методика раскопок. Имеются серьезные проблемы при идентификации и интерпретации получаемых материалов – процесс накопления культурных слоев в пещерах отличается от такого же процесса на открытых стоянках. Методика, отлаженная на базе Денисовой пещеры, стала применяться в других пещерах – Сибирячихинской (им. Окладникова), Страшной, Усть-Канской и Чагырской.

Происхождение человека – одна из фундаментальных проблем мировой науки, до сих пор нерешенная. В этом плане исследователи делятся на два лагеря. Сторонники моноцентристской позиции считают, что человечество вышло из Африки. Африка для археологов таит еще массу неизведанного. Конечно, в плане изучения египетской цивилизации сделано немало. Но есть еще Сахара, центральная и южная Африка – крупные, серьезные раскопки там еще не проводились в силу разных причин. Поверьте, там нас еще ждут фантастические открытия из Африки. Вторая позиция – полицентрическая. Ее сторонники полагают, что человечество зародилось сразу в нескольких местах. Например, не только в Африке, но и в Юго-Восточной Азии. Кстати, не только археологи, но и некоторые биологи поддерживают такую точку зрения относительно азиатского центра.

Самое нашумевшее открытие в Денисовой пещере связано с открытием нового типа человека, называемого теперь «денисовцем».

– Действительно, это, как говорится, – открытие века. Однако ученые понимают, что ему еще требуется серия серьезных доказательств. Нужна кропотливая исследовательская работа, а также очень сложные и, соответственно, очень дорогие анализы. Чагырская пещера, кстати, дала тоже интереснейший антропологический материал, который необходимо изучать в ведущих лабораториях мира. В пещере Страшная обнаружены останки древнейших людей. Будет реализовываться соответствующая программа, в которой участвуют сотрудники созданной в АлтГУ под руководством академика Анатолия Деревянко Лаборатории междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая (она создана в рамках полученного мега-гранта, финансируемого правительством России). Кстати, одна из версий появления «денисовцев» на Алтае предполагает, что они пришли на Алтай именно из Юго-Восточной Азии.

Помимо проблемы происхождения человечества есть еще одна, не менее важная – необходимо объективно уяснить, как шло освоение Сибири, кто и откуда сюда мигрировал, селился, уходил. Археология – наука не политическая, но ее открытия нередко используются для обоснования легитимности той или иной государственности.

Отсюда и возникают заявления: «Наши предки жили здесь всегда»?

– Конечно! Некоторых политиков раздражают утверждения ученых о бесконечных миграциях, передвижениях народов. Задача археологов доказать, что говорить о каком-то извечном, едином стержне того или иного народа бессмысленно. Все народы, все культуры и цивилизации полиэтничны. Генетики, к примеру, не могут определить, какой процент генов должен быть в человеке, чтобы его можно было назвать русским, финном или литовцем.

Открытие «денисовца» –  это отражение одного из феноменов, из которых складывается большая история, образно говоря, – это одно из украшений на большом торте, который пекут археологи. Главное, что к настоящему времени для Алтая создана обоснованная культурно-хронологическая схема изучения истории региона и соседних территорий с глубочайшей древности до позднего средневековья. Есть понимание того, как происходило заселение Алтая, как люди адаптировались и какие культурные формы существовали на разных этапах существования. О некоторых важных открытиях на Алтае в учебниках еще не написано.

Удивительно, но мы до сих пор изучаем историю своей страны через призму событий, происходивших в Европе. Европоцентризм необходимо преодолевать. На самом деле Европа в течение огромного периода времени была окраиной мира, о ней мало кто знал. Центром происхождения многих цивилизаций являлась Азия. Открытия, сделанные новосибирскими, барнаульскими, кемеровскими, томскими, омскими и другими археологами Западной Сибири и Алтая, дали возможность для написания отдельного тома запланированного обобщающего труда «Истории Алтая с древнейших времен до современности».

Для этого нужен массовый материал по всех эпохам. Совсем недавно мы, например, имели «белое пятно», связанное с хуннуским временем – периодом, когда в Центральной Азии была создана мощная кочевая империя Хунну. Теперь этого пробела нет. Обнаружены и изучены памятники не только этого, но и последующих этапов вплоть до создания Первого тюркского каганата. Правда, до сих пор нет материалов по периоду развитой бронзы. Как будто во втором тысячелетии до нашей эры на территории Алтая никто не жил! При этом вокруг Алтая полно памятников так называемой андроновской культурно-исторической общности. Почему? Гипотез много. Возможно, виной всему стало повышение температуры, климат потеплел до такой степени, что могли сойти ледники, и долины, на которых жили племена, стали безжизненными на долгий срок. А, может быть, мы не там, где надо, ищем.

Великаны и металлурги древнего мира

В чем все-таки прелесть Алтая для археологов?

– На его примере можно очень хорошо отследить сменяемость культур. Это не Север, где люди могут сотнями лет жить и заниматься одним и тем же. Например, русские переселенцы в тайге быстро переняли у аборигенов многие местные формы хозяйствования, отказавшись от земледелия, которым занимались ранее. Алтай отличается сильной исторической динамикой. Одни народы сменялись другими – получился большой слоеный пирог. Очень интересна «афанасьевская культура», существовавшая на Алтае в меднокаменном веке (энеолите). «Афанасьевцы» считаются самыми высокими и мощными людьми древности. При раскопках находят кости индивидов ростом около двух метров – настоящие баскетболисты! Они были европеоидами. Большая биомасса помогла им выжить в жестких климатических условиях Алтая того времени. Наверное, с тех еще пор и родились легенды о великанах. Гулливер – это не из сказки, это отголосок, эхо реальности древнего мира. Низкорослые аборигены Азии, увидев «афанасьевцев», были, несказанно поражены. Пришельцы-великаны с копьями и в шлемах увековечены в петроглифах Калбак-Таша (урочище на правом берегу Чуи в Республике Алтай).

Серьезнейшим открытием последних лет стала находка в Центральном Алтае седла на деревянной основе. Оно еще не имело стремян, но на нем могли сидеть тяжеловооруженные всадники, закованные в броню. Такие воины были способны покорить большие территории. Это седло сильно изменило мир (к слову, ни один музей мира не имеет такого артефакта, а в университетском Музее археологии и этнографии Алтая хранятся останки пяти таких седел). Тюрки, модернизировавшие седло на деревянной основе, создали первое в истории евразийское государство, включавшее часть Европы и основную часть бескрайней Азии. Позднее монголы, аккумулировавшие достижения азиатских народов, создали крупнейшую империю в истории человечества.

Изучая Алтай, мы можем понять, какие процессы происходили на севере Китая, в Монголии, Восточном Казахстане и других регионах. Мы методично расширяем диапазон исследований, связанные с Алтае-Саянской горной страной, Большим Алтаем, югом Западной Сибири.

Ряд ученых вообще называют Большой Алтай котлом многих цивилизаций.

– И они в определенной мере правы. Его никак не обойти. Большой Алтай всегда был пристанищем либо народов-победителей, либо проигравших и ослабленных. Уже десяток лет мы работаем в Монгольском Алтае, начали обследования в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Там тоже есть удивительные свидетельства о древних народах – речь идет о носителях своеобразной чемурчекской культуры, освоившей древнее металлургическое производство. В одной из гипотез об их происхождении говорится о том, что племена пришли из отдельных областей современной Франции и Швейцарии. Они принесли в Азию производящее хозяйство, основой которого было животноводство. Народы, жившие на территории Китая, до середины третьего тысячелетия до нашей эры пользовались каменными орудиями. Но, освоив бронзолитейное производство благодаря чемурчекским племенам, они подняли такое ремесло до феноменальных высот. Ни в одном уголке мира нет таких бронзовых изделий, какие делали древние китайцы. До сих пор непонятно, как можно было изготовить столь изумительные вещи. В Китае даже есть огромный музей китайских бронз с потрясающими экспонатами.

Исследования Чемурчекской культуры проводятся совместно с Санкт-Петербургским университетом и Музеем-институтом семьи Рериха?

– В начале действительно был такой триумвират при участии еще и Государственного Эрмитажа. Теперь мы взаимодействуем только с Музеем-институтом семьи Рерихов. Николай Рерих мечтал создать культурно-историческую панораму жизни народов Центральной Азии. Он небезосновательно считал, что истоки современного мира находятся именно там. На самом деле многие переселенческие волны в истории человечества шли из Азии. Они несли, выражаясь современным языком, инновации, деформировали «замороженную» автохтонность других народов, заставляя их меняться и развиваться. Даже древнегреческая цивилизация многое заимствовала из Ближнего Востока и Передней Азии.

Человеческая сущность предопределена его биологической составляющей. Она не меняется, и человека не переделать. Нам всегда нужны еда, питье, одежда, жилище. Что же двигало человечеством в его развитии? Ответ дает археология – это поиск оптимальных форм для обеспечения своей биологической составляющей. Научился человек отщеплять от камня тонкие острые пластинки и вставлять их в кость или дерево – и он получил возможность с составными орудиями труда осваивать новые территории, двигаться, к примеру, на Север. Сел на коня, сделал седло – новый мощный толчок для развития. Мне представляется, что роль скотоводов на отдельных этапах мировой истории более весомая, чем земледельцев. Смотрите, все основные мировые религии созданы народами-скотоводами. Именно они переосмыслили духовные ценности, которые транслируются до сих пор.

В нашем государстве возрождается ответственное понимание роли исторических знаний. Создание Российского исторического общества – важный шаг. Без знания истории мы все время будем наступать на одни и те же грабли при решении актуальных проблем. В Китае и Казахстане работают серьезные государственные программы по сохранению и изучению исторического наследия.

Нам тоже есть что рассказать и показать. Потенциал огромный. Однако нужно системно заниматься популяризацией отечественной истории. В этом плане без развитого музейного дела не обойтись. Нужны хорошо подготовленные молодые специалисты; средний возраст сотрудников наших краевых музеев около 60 лет. При этом на следующий год для АлтГУ даже не выделены контрольные цифры бюджетного набора по специальности «Музеология». Пока не выстроим необходимую цепочку по сохранению и изучению исторического наследия, толку не будет. У нас в туристско-рекреационной сфере археологией, этнографией и вообще историей, как правило,  занимаются непрофессионалы. Волосы дыбом встают, когда они без консультаций со специалистами придумывают какие-то безумные исторические легенды, чтобы завлечь доверчивых туристов. Хотя гораздо интереснее и познавательнее рассказывать о реальной истории.

Мемориалы погибшим существовали с незапамятных пор

Основной вектор ваших научных интересов становление и развитие кочевничества от раннескифского до монгольского времени. Какая из находок последних лет взволновала вас больше всего? Наконечник стрелы, застрявший в позвоночнике древнего воина?

– Это, конечно, удивительная во всех отношениях находка, о которой написали некоторые ведущие мировые издания. К сожалению, статья в зарубежном научном журнале, посвященная этому сюжету, вышла в урезанном и несколько в упрощенном виде. Часть моих наблюдений не вошла в статью. А феномен заключается не в том, что весь наконечник стрелы застрял в позвоночнике (стреляли, очевидно, с очень близкого расстояния). Потрясает другое – человек не умер от такого жуткого ранения и некоторое время жил с этой смертельно опасной травмой. Наконечник зарос! Будь он только медным, воин неизбежно бы умер. По всей видимости, благодаря наличию в сплаве олова сформировалась пленка благородной патины, которая заблокировала на какое-то время проникновение в организм человека гибельной меди.

Есть и еще ряд потрясающих находок. К примеру, в 2008 году в одном из курганов мы нашли хорошо сохранившийся панцирь предтюркского времени. Такая находка – пока единственная на Алтае. Сохранились все пластины. Правда, извлекли панцирь в спекшемся виде, и теперь этот монолит крайне осторожно разбираем, очищаем каждую пластину, фиксируем в ней все дырочки и связующие элементы. Параллельно панцирь моделируется на макете. Это очень тщательная работа, не терпящая суеты. Она еще не закончена. В археологии вообще не следует торопиться.

Очень важны для меня так называемые «оленные» камни – крупные стелы, которые мы изучаем в Монголии, но они были распространены практически по всему евразийскому поясу степей. Оленными они называются потому, что на первых найденных стелах были зафиксированы «летящие» олени. На самом деле это памятники с серьезным информационным потенциалом, позволяющим идентифицировать время их создания, реконструировать вооружение, одежду и многое другое. Памятники очень разные, они много дают для понимания периода становления и развития ранних кочевников в Азии. Мы над ними работаем совместно с монгольскими и китайскими коллегами. Есть ряд поразительных находок и масса загадок. Отмечу лишь, что памятники и даже целые мемориалы погибшим воинам существовали и в те далекие времена. Они разбросаны по всей Монголии. Некоторые стелы достигают высоты 3,5 метров. На них, кроме предметов материальной культуры, изображены животные, в том числе и необычные, о которых я уже сказал, –  летящие олени с птичьими клювами, раскидистыми рогами и поджатыми ногами. Часть таких изваяний стояла на курганах, которые специфичны по своей конструкции. Они огромные. Один мы изучали и раскапывали в течение пяти полевых сезонов. Хотя информации получили совсем немного. Это не Алтай, где можно найти массу существенных материалов. Алтай – настоящее Эльдорадо для археологов.

Сокращенную версию интервью с проректором по научному и инновационному развитию АлтГУ, доктором исторических наук, профессором Алексеем Алексеевичем Тишкиным можно прочитать в № 221 (6792) «Российской газеты – Неделя. Сибирь».
Апрель 2024