Профессор АлтГУ Т.А. Терехина выступила экспертом в материале ИА «Интерфакс» о лесовосстановлении в Алтайском крае

23 сентября 2019 Управление информации и медиакоммуникаций
Информационное агентство «Интерфакс-Сибирь» сообщило о том, что площадь лесов Алтайского края ежегодно увеличивается. Но, несмотря на это, качественный состав хвойных лесов вызывает опасения у экспертов. В частности, об этом информагентству рассказала профессор кафедры ботаники биологического факультета опорного Алтайского госуниверситета, доктор биологических наук Татьяна Александровна Терехина.

В Минприроды региона сообщили, что лесной фонд края за последние 10 лет прирос на 2% и превысил 4,4 млн га, реликтовые ленточные боры - на 2,9%, до 1,35 млн га. Это произошло «за счет уточнения площади лесов при лесоустройстве и постановки лесных участков на государственный кадастровый учет», в том числе благодаря лесовосстановлению.

«Молодые деревья, переведенные в категорию «лес» в 2018 году - это результат работы специалистов лесной отрасли 2008-2010 годов», - сказал замначальника управления лесами Алтайского края Андрей Стрелковский, уточнив, что сосна достигает нужных характеристик в среднем через 8 лет.

Активная работа региона по воссозданию хвойных насаждений началась после крупных пожаров в период 1997-2010 годов, от которых пострадали 163,2 тыс. га леса. В основном пожары коснулись юго-западной части региона, где лесовосстановление возможно только путем посадки деревьев. Именно после этих пожаров в 2012 году был построен Алтайский лесосеменной центр мощностью 7 млн сеянцев с закрытой корневой системой в год. Кроме того, в крае поддерживается работа развитой питомнической базы, способной ежегодно выращивать до 40 млн штук посадочного материала.

Между тем, по данным алтайских ученых, хотя площадь лесных угодий в крае действительно растет, но их качественный состав меняется не в лучшую сторону. По мнению специалистов, помимо искусственного восстановления леса должно идти его естественное воспроизведение, к примеру, на участках выборочных рубок.

«Пустых мест в лесах становится все меньше, но на смену вырубленной сосны во многих территориях приходят лиственные породы - береза, осина и т.д. А в последнее время ситуация усугубилась тем, что там, где есть свободные места - особенно возле населенных пунктов, у дорог, у просек - идет засилье клена ясенелистного. Он затеняет участки, а сосна - светолюбивая порода», - уточнила доктор биологических наук, профессор Алтайского госуниверситета (АлтГУ) Татьяна Терехина.

При этом, по ее словам, в борьбе с кленом мешает законодательство: рубка клена без специального разрешения запрещена. Причем некоторую путаницу вносит тот факт, что есть и другие, «полезные» виды кленов - явор, платанолистный, распространенные в европейской части страны, однако, поскольку в лесном законодательстве нет деления клена на виды, запрет на рубки распространяется на все разновидности клена.

«Ясенелистный клен распространяется с геометрической прогрессией. И в скором времени, если мы ничего не предпримем, вместо уникальных ленточных боров будем иметь кленовые заросли», - уверена Т.А. Терехина.

В настоящее время биологический факультет АлтГУ изучает влияние клена на хвойные леса края, исследовательская работа будет готова в 2021 году, но промежуточные ее результаты факультет составляет практически каждый квартал.

Проблему с завезенным в край более 200 лет назад кленом подтвердил агентству и эколог Алексей Грибков. Помимо этой проблемы, он обратил внимание на сверхинтенсивное использование древесины в крае.

«Если в крае объемы заготовки древесины составляют порядка 2,8 млн куб. м в год, то в Новосибирской области они вдвое меньше, в Республике Алтай, где лес занимает большие площади, чем у нас, - 500 тыс. куб. метров в год», - отметил собеседник агентства.

При этом Алтайский край выгодно отличается тем, что объемы незаконных рубок в нем мизерные по сравнению с регионами восточной части Сибири, где «сплошь орудуют черные лесорубы».

Регулировать в крае этот сектор удается, в частности, за счет крупного бизнеса в лесной отрасли, который зарегистрирован в крае и здесь же создает деревоперерабатывающие предприятия. Но в этом же есть и сложность - у крупных компаний есть возможность лоббировать свои интересы.

По словам Грибкова, до недавнего времени участки в ленточных борах, включая выделенные в них особо охраняемые природные территории, передавались в аренду в целях заготовки древесины. Сейчас введены ограничения, которые помогут в сохранении реликтовых лесов.

Эколог считает нужным помимо древесины обратить внимание и на другие лесные ресурсы - растения и животный мир. Сейчас, по его словам, сбор тех же кедровых шишек никак не регулируется.

В середине сентября Совет по правам человека при президенте РФ опубликовал рекомендации по сохранению лесов в Алтайском крае. В частности, Минприроды России рекомендуется разработать правила охраны, защиты, использования и воспроизводства именно ленточных боров и сохранения боровых экосистем. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления, Правила ухода за лесами и другие нормативные правовые акты для Алтае-Новосибирского района лесостепей и ленточных боров.

поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0