«Наука в Сибири» написала об участии ученых АлтГУ в международном проекте по палеогенетическим исследованиям

9 февраля 2021 Управление информации и медиакоммуникаций
Издание Сибирского отделения Российской академии наук «Наука в Сибири» опубликовало материал о том, что ученые из Швеции, Турции, России и Великобритании получили и проанализировали полногеномные данные 40 людей из Северо-Восточной Сибири, относящихся к периоду от позднего этапа верхнего палеолита до Средневековья.

Полученные данные позволяют делать выводы о демографии, контактах и миграциях древних жителей этого региона. Предполагается, что уже в неолите на территории Прибайкалья и Якутии могла произойти эпидемия чумы, повлиявшая на численность населения. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

Материалом для палеогенетического исследования послужили человеческие останки, датируемые возрастом 16 900—550 лет, найденные в Якутии, Прибайкалье, Забайкалье, Амурской области и Красноярском крае. В работе были задействованы ученые из разных научных центров Швеции, Турции, Великобритании и России, в том числе и археологи Алтайского государственного университета.

Основная часть исследований выполнялась сотрудниками нескольких подразделений Стокгольмского университета (Швеция). В университете Упсалы (Швеция) получены результаты радиоуглеродного AMS-датирования. Коллеги из Турции и Великобритании анализировали огромнейший объем цифрового материала. Исследователи из сибирских городов (университеты Иркутска, Читы, Барнаула, Красноярска, Якутска) предоставили информацию об археологическом контексте изученных памятников.

«Получение 40 полных геномов — это уже сам по себе огромный результат, свидетельствующий и о том, что в Сибири хорошо сохраняется ДНК. Благодаря этому мы имеем возможности для интерпретации тех взаимодействий и миграций, которые происходили в Северо-Восточной Азии на протяжении длительного периода. Например, удалось еще раз подтвердить давно высказанную и в глобальном плане уже практически доказанную идею о том, что Северная Америка заселялась через Восточную Азию, — рассказывает один из соавторов статьи заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета доктор исторических наук Алексей Алексеевич Тишкин. — Но самые главные результаты, на мой взгляд, касаются периода неолита. В Северо-Восточной Азии в то время сформировалась своеобразная “цивилизация”, отличавшаяся от хорошо известной ближневосточной. Ее формирование связано с эффективной адаптацией человеческих коллективов в природно-ландшафтной среде Прибайкалья и Забайкалья. В этих регионах образовалась целая плеяда неолитических культур, имеющих огромное значение для понимания истории Евразии. Например, там впервые был изобретен и использовался сложносоставной лук для охоты на крупных животных (у кочевников Центральной Азии такой лук появится только через несколько тысячелетий). Эти неолитические популяции достигли определенного уровня в обработке камня, сформировали свои технологии производства керамической посуды и создали такие системы жизнеобеспечения, которые позволили существенно увеличить численность людей в этом регионе».

По словам ученого, важную роль в этом сыграл и сам Байкал, и вся зона вокруг него. Наличие большого количества биоресурсов стимулировало рост населения.

Свои особенности имела и область Забайкалья, а также сопредельные ей южные территории.

«Если у групп людей, проживавших в Прибайкалье и Якутии, палеогенетический анализ показал преимущественно палеоазиатское (северное. – Прим. ред.) происхождение, то часть населения Забайкалья имела восточноазиатские корни. Таким образом, в неолите формировался генетический фундамент многих современных народов Азии», — говорит Алексей Тишкин.

В геномах нескольких человек из Якутии и Прибайкалья ученые зафиксировали проявления древней бактерии чумы – Yersinia pestis. По мнению исследователей, она вполне могла повлиять на динамику и численность населения в этих регионах, сократив число популяций и снизив уровень генетического разнообразия. Так, в одном из памятников Якутии была найдена могила с тремя погребенными родственниками, которые умерли одновременно. У всех них обнаружена бактерия чумы.

«Примерно 4,5 тысячи лет назад на территории Прибайкалья и Якутии отмечается сокращение численности населения. Некоторые исследователи связывают произошедшее с природно-климатическими изменениями, но не исключено, что проблемы были обусловлены чумой, о чем свидетельствуют палеогенетические заключения. Вероятно, перенаселение региона создало предпосылки для фиксируемого коллапса, — рассказывает Алексей Тишкин. — Такие эпидемии, возможно, были причиной миграций, в том числе в западном направлении. Есть предположения, что чума могла уничтожить некоторые древние прибайкальские популяции».

Как отмечают авторы статьи, распространение чумы в этой части Северо-Восточной Азии является гипотезой, которую необходимо подтвердить или опровергнуть, привлекая данные дополнительных или специальных исследований.

Алексей Тишкин подчеркивает, что в статье рассматриваются главным образом результаты палеогенетических исследований, которые необходимо продолжать. Другое направление работ — археолого-историческая интерпретация уже полученных результатов.