Сергей Землюков: «К юбилею альма-матер мы подходим с хорошими результатами и большими планами на будущее»

19 апреля 2013

«Пусть нынешние студенты завидуют нам»

40 лет пролетело с тех пор, как 300 абитуриентов самого первого набора АлтГУ увидели свои фамилии в списках зачисленных на первый курс. О том, как изменился за эти годы классический университет, корреспондент «Вечёрки» беседует с Сергеем ЗЕМЛЮКОВЫМ, студентом того исторического набора, затем — преподавателем, а ныне — ректором вуза, доктором юридических наук, профессором, для которого альма-матер стала и школой жизни, и вторым домом, и судьбой.

— Сергей Валентинович, тогда же примерно в одно время появились университеты и в других городах Сибири. Чем АлтГУ отличается от них?

— 1973-й, год основания вуза, стал началом биографии университета. Но в то время, наверное, нельзя было называть его так с полным основанием. Первый набор — 300 студентов, в числе счастливчиков — и я. И студенты, и преподаватели размещались в одном здании — на проспекте Социалистическом. Университеты открылись тогда и в Кемерове, и в Омске, но на базе существовавших пединститутов. Уникальность АлтГУ в том, что формировали его с нуля, на новом месте, на основе фундаментальной науки, как классический многопрофильный вуз, дающий образование по гуманитарному, техническому, культурологическому, естественно-научному направлениям. Тогда, в 1970-е, работать в Барнаул ехали ведущие ученые лучших вузов России. Так, школу математиков заложили ученые НГУ, физики — томичи, гуманитарные направления — москвичи и питерцы. Прибывшим преподавателям из исследовательских центров давали квартиры, предоставляли кафедры для научной работы и преподавания. За 40 лет АлтГУ стал полноценным классическим университетом. Период его становления прошел, развитие же продолжается.

— Слово «классика» ко многому обязывает. Историческая модель нынешней многопрофильной высшей школы заложена еще в XI веке университетами Магдебурга, Гейдельберга, Сорбонны. Неужели это возможно — хранить традиции и поддерживать статус инновационной площадки одновременно?

— Время диктует необходимость реформ, и система высшего образования сейчас переходит в область исследовательских компетенций. Подходы меняются, традиции же, заложенные старейшими вузами Европы, остаются. При любых изменениях конъюнктуры они помогают поддерживать некий стержень корпоративного содержания образования, статус выпускника АлтГУ. Он - в развитии, которое и есть история, в достижениях поколений студентов и ученых, в стиле, отличающем его от других университетов. При этом тысячелетняя основа - Vivat Academia! - остается недевальвируемой.

Между Западом и Востоком

— Что чувствовал студент первого курса юрфака Землюков 40 лет назад? Не завидуете ли нынешним студентам, которые ею дышат?

— Что вы, мы такими счастливыми были! 1 сентября студенты-новобранцы уехали на картошку (святое дело в то время, вузы помогали убирать урожай), а мы, ребята постарше и покрепче, остались в городе. Я к тому моменту успел и в армии послужить, и в милиции. Ректор Василий Иванович Неверов попросил меня создать группу для охраны корпуса на проспекте Социалистическом. Ночью мы дежурили, днем - таскали мебель, расставляли ее, приводили в порядок аудитории. Преподаватели работали вместе с нами. У нас все тогда было первым - ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами. Это я сейчас понимаю, как им было трудно, как они уставали, работая сутками. Но счастье такое - приложить руку к созданию нового вуза - редко кому выпадает. Так что пусть нынешние студенты завидуют нам.

— Ваши однокашники помнят вас как прирожденного лидера, заводилу в учебе, в работе оперативного отряда, в стройотрядовском и туристическом движении. Что из студенческих лет пригодилось во взрослой жизни?

Нас научили быть ответственными. За все, что нам доверено - с момента, как я сюда пришел, и все 40 лет жизни, связанных с альма-матер. Сейчас это вопросы развития университета, научной и учебной деятельности, создания условий для преподавателей и студентов. Груз истории обязывает. Понимаю, что звучит пафосно, но по-другому не скажешь.

— Среди нынешних преподавателей АлтГУ много выпускников первых лет. Как они зарекомендовали себя в преподавательской работе? Прижилась ли такая практика формирования кадров?

— Был очень сложный период, не только для АлтГУ - для всех вузов, в 90-е годы ХХ века, когда упал набор в аспирантуру, молодежь искала работу, пусть не такую достойную, как преподавание, но необходимую на тот момент, позволявшую выжить. Сейчас вуз вернулся к практике формирования преподавательского состава из своих аспирантов. Стараемся, чтобы выпускники школ края и других территорий увидели перспективы, которые дает АлтГУ с его научной базой, одной из лучших в Сибири, инновационными направлениями биоинженерии, молекулярных технологий, физической и химической медицины и т. д. Я был недавно на встрече с талантливыми студентами и магистрами, удостоенными наград, премий, грантов самого высокого уровня. Это уже новая генерация вуза, готовая его развивать, поддерживать престиж. И знающая, как это делать.

— Кому первому пришла в голову идея создания на базе АлтГУ Российско-Азиатского университета? Что он даст вузу, Барнаулу, России?

— Идея возникла в канун IV Всероссийского студенческого форума, когда перед визитом Дмитрия Анатольевича Медведева ученые вуза и Губернатор края обсуждали, с какой актуальной темой обратиться к президенту страны. А позже, во время Азиатского студенческого форума "Образование без границ. Алтай - Азия - 2012", была поддержана наша инициатива создать ассоциацию азиатских вузов. В мае университет как участник Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) ждет гостей из 50 зарубежных вузов, ожидается, что на этой площадке и будет подписано соглашение о создании такой ассоциации. Подобного в России еще не было, мы первыми сделали этот шаг к формированию Российско-Азиатского федерального университета. Первые лица края, несомненно, правы, когда продвигают проект на федеральном уровне. Как локомотив инноваций и образовательная площадка такой вуз нужен трансграничному региону не меньше, чем материальные и кадровые ресурсы развития.

Аристотель на новый лад

— Чего не хватает современному вузу? Что сделаете в первую очередь, если вдруг, гипотетически, возглавите Минобразования, как недавно стал министром бывший ректор Дмитрий Ливанов?

— Самая большая наша ценность - профессорско-преподавательский состав. С этими людьми мы были рядом и в тучные времена, переживаем и непростые, какими выдались последние годы. Наверное, я начал бы с увеличения оплаты труда ученых и преподавателей. Да, есть решение к 2020 году довести их зарплату до уровня в два раза выше среднего по региону. Но делать это, на мой взгляд, нужно не по 5-10% в год, как сейчас, а единовременным решением взять и резко вывести ее на этот достойный уровень. А пока уровень доходов наших доцентов и профессоров в десять раз ниже, чем у их коллег в США или Европе. Все, что им остается, чтобы выжить, - увеличивать нагрузку.

— Но такое положение дел, по-моему, - показатель сформированного в обществе отношения к высшей школе, весьма противоречивого...

— Да, вы правы, высшее образование сейчас приобрело категорию некоего социального статуса. Лишь бы был диплом, так принято. Родители должны обеспечить ребенку такой статус - и все тут. А потом можно и за прилавок. Наверное, честнее задуматься: что даст ему этот диплом? С другой стороны, посмотрите, каким сложным оборудованием сейчас оснащены заводы, какие технологии используются, - без вузовской подготовки и не разобраться. Важно, чтобы полученные знания пригодились человеку в деле.

— Скоро новый наплыв абитуриентов. Каким, по прогнозам, будет конкурс, проходной балл, количество бюджетных мест? Довольны ли вы качеством подготовки выпускников школ?

— Честно говоря, я не помню, чтобы абитуриентов хвалили. Из года в год слышу, что, мол, прошлогодний набор был сильнее. Конечно, колебания есть, но растущий уровень сдачи ЕГЭ, думаю, отражает картину вполне реальную. Мы ориентировались на средний балл ЕГЭ 58-60%, потом - на 62,4%, в этом году, думаю, поднимем планку до 67-68%, а то и до 70%, что сопоставимо с проходным баллом в лучшие вузы РФ. Другой вопрос, что с учетом запроса рынка труда государство регулирует число бюджетных мест, снижая его, например, на гуманитарных направлениях. В 1973 году на юридическом факультете в трех группах обучались 90 бюджетников, еще две учили на внебюджетной основе. А сейчас на юридическом факультете всего 30 бюджетных мест. Потому что нет общественного запроса на подготовку такого количества юристов и экономистов, которое выпускали в последние 10 лет многие вузы, даже непрофильные. При явном перепроизводстве не всегда это качественное образование. Отсюда логика Минобразования: зачем тратить бюджетные средства на подготовку тех специалистов, которых и без того в избытке? Тема эта на слуху, и вот мое отношение к ней. Исторически в структуру классических университетов входили естественно-научный, юридический философский, филологический факультеты. И я считаю, что перегибов быть не должно. Нельзя, например, сокращать подготовку филологов и историков на бюджетной основе. Их у нас не так много, с учетом того, что мы - родина Шукшина, регион богатой этнографии сибирской деревни, хранителей исконных говоров и традиций Сибири. Жизнь наших предков канет в небытие, если не зафиксировать ее сейчас. А кто завтра будет готовить грамотных менеджеров и управленцев? Сокращаем бюджетные места для историков и филологов, а потом не можем найти хороших преподавателей русской словесности и истории. Со своей стороны, мы делаем все, чтобы к нам шли лучшие ребята, - с высоким результатом ЕГЭ, победители олимпиад. Для них в вузе созданы достойные условия: повышенные стипендии, индивидуальные программы обучения одаренных студентов, места в общежитии.

— Что пожелаете в год 40-летия одного из лучших классических университетов Сибири его студентам и преподавателям?

— К юбилею альма-матер мы подходим с хорошими результатами и большими планами на будущее. От всей души поздравляю студентов, сотрудников и профессорско-преподавательский состав! Благодаря вашим стараниям мы развиваемся как крупный научно-образовательный центр Сибири. Счастья вам, здоровья, новых открытий и признания их значимости! Каждым из них вы подтверждаете мысль, высказанную еще Аристотелем, о том, что жизнь - это движение. А значит, надо двигаться, идти вперед.

справка "ВБ"

За 40 лет АлтГУ выпустил 56 000 специалистов. Вуз сегодня - это более 16 тысяч студентов, аспирантов и докторантов, 15 факультетов и отделений: биологический, географический, журналистики, исторический, математический, политических наук, психологии и педагогики, физико-технический, социологический, экономический (МИЭМИС), химический, филологический, юридический, искусств, связей с общественностью. В списке 94 лицензионных программ ВПО - программы подготовки специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов (68 направлений), докторов наук (20 специальностей). На базе АлтГУ действует 23 центра переподготовки кадров, издательский комплекс, филиал Президентской библиотеки им. Ельцина, Южно-Сибирский ботанический сад, база учебных практик "Озеро Красилово" и т. д. В рейтинге Минобразования по качеству набора юридический факультет АлтГУ занял вторую позицию в России, впереди - лишь МГИМО. Из значимых событий последних лет: победа в конкурсе поддержки программ стратегического развития образовательных учреждений ВПО на 2012-2014 годы; IV Всероссийский студенческий форум, в работе которого участвовал в то время Президент РФ Дмитрий Медведев; победа в рамках программы Минобрнауки по развитию студенческого самоуправления; Азиатский студенческий форум "Образование без границ. Алтай - Азия - 2012". Гранта Президента РФ удостоены научные школы ботаники и археологии. Исследования ведутся в 3 НИИ, 15 научных центрах, 20 исследовательских лабораториях, 6 из них - совместные с СО РАН. Разработки ученых внедряются в реальный сектор экономики, на площадке АлтГУ создано 7 инновационных предприятий, где рядом с мэтрами трудится и научная молодежь, делающая первые шаги в мире инноваций. Партнерство с предприятиями позволяет перевести результаты научно-технической деятельности на производственно-коммерческие рельсы. вуз заключил около 350 договоров о сотрудничестве, стажировке и трудоустройстве выпускников, выполняет исследования для многих крупных компаний края по инновационным направлениям и позиционируется как вуз, способствующий развитию экономики региона и укреплению его конкурентоспособности.

Источник: Вечерний Барнаул от 19.04.2013

Автор: Тамара Попова

поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0