Автор: Алексей Шарапов
Источник: Алтайская правда № 144 от 18 мая 2013 г.
Елена Притчина в 1973 году была студенткой первого набора, а ныне является деканом факультета политических наук Алтайского государственного университета. Наша героиня вспоминает время становления вуза.
— Еще будучи школьницей, я твердо решила быть историком. Готовилась поступать в Томский государственный университет, но именно в 1973 году был объявлен набор в только что образованный Алтайский государственный университет, в котором одним из первых открыли историко-филологический факультет.
Конкурс — 8 человек на место, а набор — 50. Мы сдавали 4 экзамена: сочинение, устно историю, литературу и иностранный язык. Абитуриенты, прошедшие огонь, воду и медные трубы, были сполна вознаграждены: научно-педагогический коллектив подобрался уникальный.
Преподавательский состав был очень сильным, с первого дня на факультете работали преподаватели с большой буквы, нам повезло. Никогда не забуду, как представил нам ректор Василий Иванович Неверов декана Юрия Сергеевича Булыгина: «Вот это ваш декан. Он вам царь, бог и воинский начальник». А потом выяснилось, что и отец родной. Булыгин относился к студентам как к собственным детям. Со своими проблемами, не только учебными, мы шли в первую очередь к декану, а потом к родителям.
Анатолий Васильевич Шестаков читал курсы «История первобытного общества», «История древнего мира», «История средних веков». Это были не просто лекции, а общение со студентами. При изучении истории Древнего Египта он читал нам стихотворение собственного сочинения про царицу Нефертити. Такие лекции запоминались, ведь на них не просто осуществлялась передача информации, а чувствовался дух эпохи.
Алексей Павлович Уманский заразил нас археологией. Восторг от найденных во время археологических практик на скифских курганах артефактов был непередаваем. В последующем свою жизнь с данным научным направлением связали Сергей Васильевич Неверов, Сергей Васильевич Цыб, Владимир Николаевич Владимиров, Александр Борисович Шамшин.
У нас была дружная группа. Мы собирались за чашкой чая обсуждать исторические проблемы, всей группой праздновали дни рождения. Несмотря на существовавшее социальное расслоение — в нашей группе учился сын первого ректора и ребята из сел края, — не было чувства разобщенности. Везде и всегда мы были вместе, и никто не испытывал дискомфорта. Без чувства обязаловки выполняли комсомольские поручения, участвовали в субботниках, в благоустройстве университета.
С первого курса нас учили заниматься научной работой. Курсовые работы были первыми маленькими исследованиями. Мы работали с документами, первоисточниками. Большое внимание уделялось иностранным языкам, так как многие источники информации надо было изучать в оригинале.
На мой взгляд, современный университет сохранил те традиции, которые закладывались с первых дней его существования, а именно — сочетание образования и науки. Кроме того, до сих пор существует неформальное общение преподавателя и студента. Общение профессора и студента вне аудитории — это основа и образовательного, и воспитательного процесса. Преподаватель, который только отчитал лекцию и побежал дальше по своим делам, профнепригоден. Информацию студент может почерпнуть из многих источников, особенно сейчас. Но ничто не заменит влияния личности преподавателя на студента.
Университет — это корпорация со своим духом, со своими традициями. Если этого нет, то можно соответствовать любым показателям, любым критериям Министерства образования и науки, но аккредитацию студентов пройти не удастся.
Мир меняется, меняются и современные студенты, и университет в целом. Но я надеюсь, что основное сохраняется: университет — это единое научное содружество студентов и преподавателей.