Как эксперты видят систему опорных вузов – эта тема обсуждалась на форуме «Алтай-Азия – 2016», проходившем на днях в АлтГУ.
В работе форума приняли участие 158 исследователей и экспертов из более чем 50 вузов, представляющих 11 стран и 26 регионов России.
У Алтайского государственного университета есть все предпосылки стать опорным вузом в крае.
Сегодня в разных регионах России открыто 11 опорных вузов. Ожидается второй этап, по итогам которого в общей сложности около 30 регионов получат государственную поддержку на развитие опорных вузов.
Как будет происходить процесс образования опорных университетов, пока не до конца понятно – будет ли это укрупнение вузов, слияние, выделение наиболее перспективных. Хотя в положении четко сказано, что «к участию в конкурсе допускается образовательная организация, принявшая решение о реорганизации путем присоединения к ней одной или нескольких образовательных организаций, расположенных в том же муниципальном образовании Российской Федерации».
Эти правила распространяются на участников первого, уже состоявшегося, этапа создания опорных вузов. А как дело пойдет в последующие годы? Этот вопрос обсудили в АлтГУ на III Международном образовательном форуме «Алтай-Азия – 2016. Eвразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики».
Вообще, изменения в системе высшего образования – тенденция не только наша, но и мировая.
«Сокращение числа вузов и филиалов, сужение негосударственного образовательного сектора, выделение приоритетной государственной поддержки вузам-лидерам – во многом это реакция на гипертрофированный рост числа вузов и филиалов», – отмечает Eвгений Аничкин, первый проректор по учебной работе АлтГУ.
Чем больше университетов количественно, тем ниже их качество, и в итоге высшее образование – уже не показатель реальных знаний. Поэтому вузы и начинают сворачивать.
«За 17 лет в Китае произошло более 500 объединений вузов, – приводит примеры Eвгений Сергеевич. – В Казахстане только в 2007 году в рамках первого этапа оптимизации сети вузов и филиалов количество вузов уменьшилось на 36, филиалов – на 50, а позднее практически все филиалы вузов прекратили образовательную деятельность. В 2010 году в стране функционировало 145 вузов, в 2013-м – уже 128, а в конце 2014 года – 117. Тенденция продолжается».
В нашем крае сокращение частных вузов фактически привело к укрупнению Алтайского госуниверситета, который является одним из претендентов на звание опорного.
«Опыт укрупнения вузов в Сибири не такой большой, пока это произошло только в Омске и Красноярске, – говорит Николай Пустовой, председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, ректор НГТУ. – Причем в Алтайском крае и Новосибирской области по ряду показателей уже есть ведущие вузы, и если государство их примет, то будет поддерживать. А если признать университет опорным и дать ему некоторые привилегированные права по сравнению с маленькими вузами, он сам естественным образом укрупнится».
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что опорные вузы разумно создавать на базе университетов, которые смогут объединить техническое и гуманитарное направления. А медицинских и сельскохозяйственных университетов эти перестановки вообще коснуться не должны. То есть опорными должны стать классические, широкопрофильные вузы.
Однако вопреки этой логике на сегодняшний момент из 11 созданных в России опорных вузов семь – технические, плюс Сибирский аэрокосмический и Тюменский нефтегазовый. Классических всего два. Но, по мнению Ирины Всеволодовны, АлтГУ может пополнить этот список:
«У Алтайского госуниверситета есть потенциал в продвижении инноваций, в обмене опытом, это чрезвычайно важно. Хотелось бы, чтобы вуз в каждом регионе формировался как опора в развитии экономики и кадрового потенциала».
Вместе с тем есть опасность в потере профильного образования. Об этом, в частности, говорит Николай Пустовой:
«Когда начинаешь внутри вуза объединять два-три факультета, кафедры, эти внутренние вопросы решаются очень болезненно. А целый университет – это структура, это сложившиеся традиции... Хотя если объединить два факультета разных университетов, но одного направления, то, может быть, это и хорошо, потому что в итоге получится очень сильная школа. Но искусственно объединить, например, НГТУ с педуниверситетом, мне кажется, не очень правильно. Я за то, чтобы объединять близкие по направлениям университеты, которые сделают более сильную региональную подготовку специалистов».