Религиоведы АлтГУ и Казахстана изучили государственно-конфессиональную политику в Западной Сибири

24 ноября 2021 Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
В издательстве Алтайского государственного университета опубликована монография «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных регионах Казахстана в XIX–XX вв.».

Научным редактором научного труда выступил доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений АлтГУ Петр Дашковский. Подготовка и издание книги осуществлялось при поддержке Российского научного фонда в ходе реализации одноименного проекта «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в XIX–XX вв.» (проект №19-18-00023).

Подготовка коллективной монографии шла на протяжении трех лет. Исследование базировалось на изучении нормативно-правовых документов и архивных материалов, выявленных в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), Государственном архиве Омской области, Государственном архиве Алтайского края (Барнаул), Государственном архиве социально-правовой документации Республики Алтай (Горно-Алтайск), Государственном архиве Новосибирской области, Государственном архиве Томской области, Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (Уфа), Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (Владивосток), Центральном государственном архиве Республики Казахстан (Алматы).

Монография опубликована в книжной серии «Этнокультурные и религиоведческие исследования в Евразии». В написании книги принимали участие ученые-религиоведы из различных научных центров России (Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Тюмень) и Казахстана (Нур-Султан).

Профессор Дашковский так прокомментировал основные результаты научно-исследовательской работы ученых России и Казахстана:

«Мы установили, что политика государства в отношении исламских общин Западной Сибири в XIX в. проходит несколько этапов от либеральных реформ к политике скрытого преследования ислама и в итоге к активной позиции самого инородческого населения в начале XX в. Несмотря на активную позицию мусульманской интеллигенции в начале XX в. и создание общественных движений, положение мусульманских народов, в том числе Западной Сибири, в законодательстве Российской империи по-прежнему ограничивалось. Законодательство того времени вводило и закрепляло целый ряд ограничений деятельности представителей так называемых иноверных и инославных конфессий, в том числе распространенных в Западной Сибири и Степном крае. В первую очередь они касались свободы выбора той или иной веры и право на миссионерскую деятельность священнослужителей».

Как отмечают авторы монографии, первые годы деятельности органов советской власти в Сибири отмечены противоречивым желанием полностью уничтожить религиозный институт и необходимостью придерживаться обещаний, данных партией большевиков верующей части населения страны в процессе борьбы за власть. После укрепления советской власти принимаемые решения были направлены на постепенное уничтожение религиозной жизни как в стране в целом, и в Западной Сибири в частности, а с 1943 г. наметилась смена курса государственно-конфессиональной политики в сторону реализации определенных свобод в сфере вероисповедания.

Проведенное исследование также показало неблагоприятное последствие «хрущевской» антирелигиозной кампании для религиозных общин Западной Сибири. Несмотря на отсутствие репрессий, принимаемые постановления нередко заканчивались конфликтами религиозных групп с представителями государственной власти. Приходы, которым удавалось получить регистрацию, функционировали в тяжелых финансовых условиях под постоянным явным и скрытым контролем властей.

Установлено, что с избрания первым секретарем ЦК КПСС Леонида Брежнева в 1964 г. отношение к религиозным общинам Западной Сибири и в стране в целом стало несколько более благоприятным, чем в предшествующий период, хотя оставался жесткий контроль со стороны органов власти. А начиная со второй половины 1970-х – 1980-х гг.  произошло увеличение количества как самих общин, так и увеличение их доходов. Постепенно в стране и регионах снимаются ограничения на функционирование конфессиональных объединений, действовавших на протяжении многих лет нелегально, увеличивается количество самих общин и число верующих.

Профессор Дашковский рассказал о новых вызовах государственно-конфессиональной политики России и Казахстана в конце XX – начале XXI века:

«Религиозные организации в 1990-е гг. постепенно стали активно включаться в осуществление различных социальных проектов, в том числе в области духовно-нравственного воспитания молодого поколения, благотворительной и культурно-просветительской деятельности в местах лишения свободы, домах-интернатах, армии. При этом следует отметить и появление определенных экстремистских тенденций, особенно с начала 1990-х гг. Это обстоятельство поставило перед руководством Российской Федерации и Республики Казахстан на повестку дня разработку правовой основы и специальных программ, направленных по противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма, а также формированию толерантных отношений, межнационального и межконфессионального диалога. Отмеченные в государственно-конфессиональной политике новые тенденции двух стран стали постепенно воплощаться в региональном пространстве, как России, так и Казахстана, но уже преимущественно в  XXI в.»

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0