Журнал «Наука в Сибири» рассказал об исследованиях археологов АлтГУ

26 октября 2021 Институт истории и международных отношений
Журнал «Наука в Сибири» – издание Сибирского отделения Академии наук – рассказал об изысканиях археологов АлтГУ, реализуемых  в рамках международного проекта Pegasus вместе с коллегами из 30 стран.

Исследования поддержаны грантами Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

С помощью генетических и радиоуглеродных методов ученые провели масштабное исследование происхождения современных домашних лошадей. В результате изысканий ученые получили 271 древний геном лошадей. Оказалось, что родиной предков практически всех современных домашних лошадей является Понтийско-Каспийская степь, которая простирается от Румынии до Урала.

«Ценность статьи, опубликованной в журнале Nature, заключается в консолидации результатов археологических, археозоологических и палеогенетических исследований. В этой работе принял участие коллектив российских и французских ученых в рамках выполнения проекта “Лошади и их значение в жизни древнего населения Алтая и сопредельных территорий: междисциплинарные исследования и реконструкции” (№ 19-59-15001), поддержанного РФФИ и фондом “Дом наук о человеке” Франции», — рассказывает заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета профессор, доктор исторических наук Алексей Тишкин.

Кроме того, ученые выяснили, что лошади были одомашнены дважды. В процессе миграций людей в конце III – II тысячелетии до н. э. на запад и восток одомашненные лошади из Понтийско-Каспийской степи стали доминировать в хозяйстве животноводов различных областей. Попали они и на юг Западной Сибири. Вероятно, такое быстрое распространение по Евразии связано с тем, что люди стали использовать лошадей в качестве упряжных и верховых животных. На Урале и в Казахстане обнаружены захоронения эпохи бронзы, в которых четко моделируется колесница, запряженная лошадьми. Лошади DOM2 активно использовались при различных перемещениях, в хозяйственной и в военной деятельности. Линия DOM2 вытеснила лошадей линии DOM1, которая ранее была одомашнена в северо-восточных областях Казахской степи (многочисленные их останки находят при раскопках памятников ботайской археологической культуры, существовавшей в период энеолита: 3700–3100 годы до н. э.). По данным археологии и естественных наук, доместицированных лошадей DOM1 не использовали для верховой езды. Их содержали ради мяса и, по мнению некоторых исследований, для получения молочных продуктов.

По своей конституции ранние одомашненные лошади из памятников разных археологических культур мало отличались друг от друга и даже от диких лошадей. Однако следы использования лошадей в качестве верхового животного можно выявить по патологиям позвонков, а также по определенным отметинам на зубах (следы от удил).

«На территории юга Западной Сибири были обнаружены костные останки как лошадей DOM1 (генетический анализ показывает их сходство с лошадьми ботайской археологической культуры), так и лошадей DOM2, которые датируются довольно ранним временем (XXII—XXI вв. до н. э.) и относятся к елунинской культуре. Возникает вопрос: как эти лошади DOM2 настолько быстро попали из Причерноморских степей в Обь-Иртышское междуречье? Такой процесс можно связать с различными миграциями, но детали нам пока неизвестны, – отметил профессор Алексей Тишкин. – Остается и другой вопрос: куда делась лошадь DOM1? Одичала, была вытеснена на другую территорию или ее истребили в ходе тотальной охоты? Я думаю, что этими и другими аналогичными проблемами ученые будут заниматься в ближайшее время».

Подробнее с материлами статьи можно познакомиться на официальном сайте издания по ссылке.