Ученые АлтГУ издали серию учебных пособий по медиации межнациональных и межконфессиональных конфликтов

27 июля 2020 Отдел ИТОНОД

Развитие межнациональных отношений в многоликой в национальном и культурном отношении России представляет собой динамичный и весьма противоречивый процесс, на который оказывает влияние множество факторов – исторических, культурных, религиозных, экономических, геополитических, правовых и др. На территории приграничных регионов Западной Сибири (в частности, Алтайском крае, Республике Алтай, Омской, Новосибирской областях) проживают представители более чем 156 народов и народностей, многие из них – выходцы из разных регионов России, стран СНГ. Этническая и конфессиональная разнородность населения приграничных регионов России делает особенно острой проблему распространения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. На сегодняшний день большое значение имеет активизация деятельности институтов гражданского общества в сфере формирования позитивного межнационального и межкультурного диалога. В рамках практики разрешения межнациональных конфликтов медиация зарекомендовала себя как чрезвычайно гибкий и эффективный метод, превышающий возможности традиционной судебной системы. Однако, как достаточно новая и слабо освоенная технология, медиация не получила еще достаточного распространения среди практиков и специалистов.

С целью повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, преподавателями АлтГУ под руководством д-ра социол. наук профессора С.Г. Максимовой был разработан цикл учебно-методических материалов, состоящий из трех пособий:
  • Управление конфликтностью в социуме: диагностика, предупреждение и профилактика возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
  • Медиация межнациональных и межконфессиональных конфликтов: введение и сопровождение практики освоения.
  • Психосоциальные технологии развития коммуникативной компетентности медиатора в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

В первой части освещаются проблемы, связанные с теоретическими и методологическими основами управления в сфере реализации государственной национальной политики, в том числе по урегулированию межнациональных и межконфессиональных конфликтов, гармонизации этноконфессиональных отношений, рассматриваются основные закономерности этнонациональных процессов на территории постсоветского пространства, процессы трансформации теорий и концепций в области этнонациональной политики в реальные практики и отношения.

Вторая часть посвящена теоретическим, методологическим и практическим вопросам формирования межэтнических и межконфессиональных конфликтов, особенностям кросс-культурного диалога и медиации кросс-культурных конфликтов; медиаторным практикам и интеграции медиации в кросс-культурные взаимодействия.

В третьем пособии акцент сделан на межличностных и межгрупповых коммуникациях в межнациональных/межэтнических взаимодействиях и психосоциальных технологиях, которые могут быть использованы для предотвращения и урегулирования конфликтов. Рассматриваются особенности формирования образа «другого», факторы, определяющие этническую толерантность; особенности кросс-культурного диалога, предмет, роль и технологии медиации как альтернативы судебным разбирательствам.

В учебно-методических материалах представлены как теоретические материалы по описанию роли и технологий медиации, так и практические кейсы, связанные с медиативными практиками, этнополитическими процессами и многофакторными ситуациями, приведен диагностический инструментарий, материалы для проведения тренинговых занятий.

Вот как прокомментировала факт выхода в свет пособий руководитель и научный редактор проекта – профессор, проректор по научному и инновационному развитию Светлана Максимова:

Разработка данных учебных материалов в рамках реализации образовательных программ по медиации межнациональных и межконфессиональных конфликтов – это уникальный опыт сотрудничества, очень важный как для ученых нашего университета, так и для Алтайского края в целом, задающий новые горизонты взаимодействия академического сообщества, институтов гражданского общества и органов власти, межрегионального сотрудничество. Примечательно, что Алтайский край, Алтайский государственный университет играют в этих процессах роль лидера, организатора, генератора идей и проектов, которые получают поддержку и одобрение на самом высоком уровне».

Учебно-методические материалы предназначены для более глубокого и полного освоения одноименных образовательных программ, в которых ученые АлтГУ принимают активное и непосредственное участие в качестве лекторов и тренеров. Кроме слушателей курсов повышения квалификации материалы могут быть полезны руководителям, сотрудникам и волонтерам национально-культурных организаций, общественных объединений, реализующих проекты в сфере национальных и межнациональных отношений, всех заинтересованных в укреплении единства российского народа, сохранении и развитии этнических культур, языков народов России.

Учебно-методические материалы по медиации межнациональных и межконфессиональных конфликтов разработаны в рамках сотрудничества Алтайского государственного университета и Алтайской краевой общественной организации психолого-социального сопровождения и охраны здоровья «Позитивное развитие» по реализации социально значимого проекта, поддержанного Фондом президентских грантов по проекту «Ресурсный центр 2.0: практики медиации и социальной интеграции в области межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах приграничья Западной Сибири».
поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0