Ломоносовские чтения: взгляд географов

19 ноября 2014 Текст: Людмила Попова, Анастасия Ходырева, Екатерина Новикова
фото: Николай Иванович Быков, Владимир Манеев
пресс-центр ГФ

Ломоносовские чтения: фундаментальные проблемы науки и образования» — ежегодная международная конференция, посвященная М.В. Ломоносову, его трудам и заслугам, а также основным современным проблемам и событиям в научно-образовательной деятельности общества. В Алтайском крае она проводится на базе Алтайского государственного университета уже не первый год.

Открытие фестиваля состоялось 11 ноября в  актовом зале корпуса «Д».  Началось мероприятие со вступительного слова первого проректора по учебной работе Алтайского государственного университета Евгения Сергеевича Аничкина, произнесенного после традиционного просмотра новеллы о М.В. Ломоносове. Евгений Сергеевич пожелал успехов и продуктивной работы участникам конференции, а также указал на значимость данного мероприятия в рамках университета и края. После вступительного слова были прочитаны интересные доклады: И.Н. Ротановой «О Михаиле Васильевиче Ломоносове как об ученом энциклопедисте и "радетеле" просвещения»; И.В. Ланцовой «Магистральный газопровод "Сила Сибири" как фактор экономического развития Сибирского региона», В.П. Голубятникова "Геометрические и топологические характеристики фазовых портретов некоторых динамических систем химической кинетики».

Фото 1. Открытие Ломоносовских чтений

Завершился первый день фестиваля экскурсией в Музей археологии и этнографии, где гости и участники мероприятия смогли наглядно убедиться в плодотворности работы сотрудников и студентов АлтГУ.

На географическом факультете 11 ноября Ирина Владимировна Ланцова прочитала открытую лекцию на тему «Экологический аудит территории для целей рационального природопользования» для студентов 4 курса 912 группы направления «Экология и природопользование». Ирина Владимировна рассказала об особенностях организации и проведения изыскательских работ и экологического аудита на территории Европейской части Росси и Западной Сибири (в том числе и Алтайского края), приводя примеры из собственного опыта. Студенты проявили неподдельный интерес к лекции, задавая вопросы о возможности трудоустройства, специфики подготовки в сфере инженерной экологии, рекреационном потенциале водохранилищ Западной Сибири, проблемах и экологических последствиях строительства газопровода через Алтайский регион в Китай.

На базе географического факультета была организована работа по трем секциям: «Науки о Земле: научное наследие и вызовы современности», «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном», «Экология и рациональное природопользование».

Секция «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» открылась 11 ноября 2014 г. Возглавлял работу секции заведующий кафедрой экономической географии и картографии Николай Иванович Быков. В работе секции принимали участие преподаватели данной кафедры: Денис Александрович Дирин, Александр Викторович Кротов, Елена Владимировна Мардасова. При обсуждении результатов конкурса среди молодых ученых  оценивались научный подход и информативность доклада, собственный вклад в работу, а также умение презентовать работу и ответить на возникшие вопросы. Все доклады были оценены жюри по достоинству, однако были выделены 3 наиболее научные и интересные работы.

  • 1 место заняла Голядкина Елена Ивановна (магистрант 1 курса географического факультета, гр. 941м) с докладом на тему «Современные подходы к вопросам рекреационной оценки территории в целях экологического туризма».
  • 2 место занял Михайлов Юрий Николаевич (студент 3 курса географического факультета, гр. 921А) с докладом на тему «Демографическое развитие стран постсоветского пространства: прошлое и настоящее».
  • 3 место заняла Мамешина Наталья Сергеевна (студентка 3 курса географического факультета, гр. 921Б) с докладом на тему «К вопросу о развитии сельского туризма в Алтайском крае».

Фото 2. Победители секции «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном»

Надо отметить,что весьма интересные доклады были представлены  также преподавателями, присутствующими на секции. Участники узнали для себя много нового, выслушали критические замечания, что в дальнейшем поможет им в написании других научных работ.

На географическом факультете 11 ноября Ирина Владимировна Ланцова прочитала открытую лекцию на тему «Экологический аудит территории для целей рационального природопользования» для студентов 4 курса 912 группы направления «Экология и природопользование». Ирина Владимировна рассказала об особенностях организации и проведения изыскательских работ и экологического аудита на территории Европейской части России и Западной Сибири (в том числе и Алтайского края), приводя примеры из собственного опыта. Студенты проявили неподдельный интерес к лекции, задавая вопросы о возможности трудоустройства, специфики подготовки в сфере инженерной экологии, рекреационном потенциале водохранилищ Западной Сибири, проблемах и экологических последствиях строительства газопровода через Алтайский регион в Китай.

Секция «Науки о Земле: научное наследие и вызовы современности» открыла свои двери 12 ноября 2014 года. Выступления докладчиков касались разнообразных тем: это были доклады, рассказывающие о химических процессах, формах рельефа, качестве жизни, туризме, геоинформационных системах, а также о вкладе М.В. Ломоносова в изучение Земли. Доклады участников были интересны и информативны настолько, что вызвали много вопросов как у преподавателей, так и у студентов. Иногда увлекательные дискуссии переходили в настоящие дебаты.

Возглавлял работу секции заведующий кафедрой физической географии и геоинформационных систем Останин Олег Васильевич. В работе секции принимали участие преподаватели кафедры ФГиГИС: Ирина Николаевна Ротанова, Наталья Федоровна Харламова, Юлия Вячеславовна Козырева, Надежда Владимировна Захарчук.

Все работы участников были оценены по нескольким критериям: практическая значимость, собственный вклад в исследование, умение защитить свою работу и ответить на заданные вопросы. В результате были выделены 3 наиболее яркие.

  • 1 место заняла Дьякова Галина Сергеевна (аспирантка географического факультета) с докладом на тему «Гляциально-мерзлотные каменные образования бассейна р. Чуи».
  • 2 место заняла Мельничук Любовь Владимировна (студентка 4 курса географического факультета, гр. 911) с докладом на тему «Каменные глетчеры Алтая: проблемы изучения морфологии, динамики и особенностей развития».
  • 3 место заняла Попова Людмила Евгеньевна (студентка 4 курса географического факультета, 911 гр.) с докладом на тему «Основополагающие подходы к созданию информационно-картографической системы водосборного бассейна Колыванского озера (Алтайский край)».

Члены жюри, докладчики и слушатели остались очень довольны работой секции. Каждый подчерпнул для себя что-то новое, а, возможно, нашел идеи и вдохновение для своей дальнейшей научной работы.

Секция «Экология и рациональное природопользование» начала свою работу 12 ноября 2014 г. Возглавлял работу секции декан географического факультета Геннадий Яковлевич Барышников. Также в работе секции и оценивании докладов участвовали Борис Николаевич Лузгин и Ларина Валерьевна Швецова. Тематика работ была разнообразна и затрагивала важные аспекты и актуальные проблемы. Все доклады были интересны, однако жюри выбрало 4 наиболее интересные и научные работы.

  • 1 место заняла Рябчинская Наталья Александровна (студентка 4 курса географического факультета, гр. 911) с докладом на тему «Мониторинг аэропалинологического состояния атмосферы г. Барнаула».
  • 2 место заняла Папушина Алена (магистрант 1 курса географического факультета, гр. 942м) с докладом на тему «Ландшафтно-эпидемиологическая оценка территории Алтайского края по клещевому энцефалиту».
  • 3 место заняли Меринова Ольга Михайловна (студентка химического факультета) с докладом на темуа «Выбор эффективного адсорбента для доочистки питьевой воды» и Бирюков Владимир Викторович (студент 3 курса географического факультета, гр. 922) с докладом на тему «Современные оползневые процессы города Барнаула».

Конференция прошла достаточно продуктивно, предоставив участникам  уникальную возможность не только глубже вникнуть в некоторые вопросы, перенять опыт старших поколений, но и развить научное мышление.

Версия для печати
поделиться