Журнал «Наука в Сибири» – издание Сибирского отделения Академии наук – рассказал об изысканиях археологов АлтГУ. Сибирские ученые вместе с коллегами из Германии впервые провели раскопки монокультурного поселения афанасьевцев – первых скотоводов во Внутренней Азии, живших на Алтае в конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры. Кости животных и артефакты, найденные на археологическом памятнике Нижняя Соору, позволяют получить новые подробности о жизни и культуре этого загадочного народа.
Представители афанасьевской культуры – скотоводы, которые оставили мощный след в истории Внутренней Азии. По данным генетиков, они родственны населению ямной культурно-исторической общности, существовавшей в степях Восточной Европы. Также известно, что афанасьевцы были очень высокими людьми.
Поселенческих комплексов афанасьевской культуры найдено не так много. В основном она известна по исследованиям погребальных памятников, которых уже раскопали достаточное количество. Изучение костей и артефактов со стоянки Нижняя Соору позволит ученым ответить на многие актуальные вопросы.Поселение Нижняя Соору находится в Онгудайском районе Республики Алтай, около села Кулада, и датируется концом IV – началом III тысячелетия до нашей эры. Уникальность его в том, что оно монокультурное, то есть все найденные там артефакты относятся к афанасьевской культуре периода энеолита и не смешаны с другими. Поскольку основной культурный слой этой стоянки составляет в среднем 16–20 см, ученые предполагают, что она функционировала в течение длительного времени.
Интересно местонахождение поселения Нижняя Соору – оно находится в горной долине, которая постоянно продувается ветрами, как в трубе. В этом месте до сих пор расположены животноводческие стоянки, потому что снег там не задерживается и скот можно зимой содержать на подножном корму. Благодаря суровым природным условиям Нижняя Соору характеризуется отличной сохранностью костного материала. Другим стоянкам афанасьевской культуры в этом плане повезло меньше.
Раскопки памятника стали возможны благодаря реализации международного проекта по изучению проблем становления производящего скотоводства на Алтае. Он осуществляется в рамках соглашения между Алтайским государственным университетом и Институтом эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия). Кроме того, эти исследования были поддержаны Фондом National Geographic.
«Раскопки носили, с одной стороны, научно-исследовательский характер, а с другой — спасательный. Это уникальное для нашего региона поселение разрушается расширяющимся оврагом, который каждый год уничтожает культурный слой памятника, — рассказывает заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета, профессор, доктор исторических наук Алексей Тишкин. — Наша задача была, прежде всего, идентифицировать этот памятник и сохранить его от дальнейших разрушений, получив максимальное количество научного материала. С немецкой стороны проект возглавлял доктор Тейлор Рандольф Гермес, а с российской стороны руководителем был я. Непосредственно начальником археологической экспедиции и держателем открытого листа являлся профессор нашей кафедры, доктор исторических наук Сергей Грушин».
Несмотря на небольшую площадь раскопок (около 36 квадратных метров), ученым удалось получить очень существенный по объему материал, который сейчас находится в камеральной обработке. Самое большое количество костей принадлежало овцам. Это еще раз подтвердило, что основное направление хозяйственной деятельности афанасьевцев было связано с разведением такого мелкого рогатого скота. Получены свидетельства о разведении и крупного рогатого скота. Костей лошади при этом не обнаружено. Было найдено лишь несколько костей диких животных и рыб.
«Афанасьевцы были типичными скотоводами с производящим типом хозяйства. Они практически не охотились, но, по всей видимости, активно занимались собирательством, потому что обнаружены орудия труда, связанные с переработкой растительной пищи», — комментирует Алексей Тишкин.
В ходе раскопок исследователи нашли много фрагментов керамической посуды и довольно интересную коллекцию каменных орудий (более 800 артефактов). Однако среди них было очень мало ярко выраженных изделий. Например, отсутствовали наконечники стрел и ножи.
«Это свидетельствует о том, что афанасьевцы использовали медные орудия труда, из-за чего происходила деградация каменной индустрии и технологий, применявшихся в предыдущее время — в период неолита. Например, шлифованных орудий практически нет», — отмечает Алексей Тишкин.
Подробнее с материлами статьи можно познакомиться на официальном сайте издания по ссылке.