В 2025 году в 34 населенных пунктах Алтайского края, по данным Минцифры России, подключат сотовую связь и мобильный интернет по технологии 4G. Всего же в крае функционирует 10 436 базовых станций федеральной четверки сотовых операторов «Билайн», «МТС», «МегаФон» и Tele2 и зарегистрировано 3,4 млн подключенных к сотовой связи телефонов. Между тем в Интернете ведется активная дискуссия, возможна ли национальная глобальная сеть. Об этом мы спросили доцента кафедры информационной безопасности АлтГУ Александра Мансурова.
Будущее мобильной связи в России, как и во всем мире, связано с запуском сетей 5G. Как объяснил Александр Мансуров, 5G – это технология, базирующаяся на пятом (5th Generation) поколении стандартов мобильной связи, она активно развивается на протяжении последних 10 лет. По сути, это массовый переход к беспроводным каналам связи, эквивалентным по своим скоростным и другим характеристикам современным стандартам проводных подключений к корпоративным локальным вычислительным сетям и проводным домашним стационарным подключениям к сети Интернет. Однако, пока 5G в России только тестируется, массово внедряют 4G. Как отмечено в докладе министра цифрового развития и связи Алтайского края Евгения Зрюмова, с 2019 по 2023 год в регионе построено почти 3 000 базовых станций в связи с резким ростом мобильного трафика. За четыре года он увеличился в 3,5 раза: 629 миллионов гигабайт. Причем независимо от оператора вся мобильная связь работает в частотном диапазоне 800 – 1800 МГц. Внедряются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, которые эффективно оптимизируют качество связи. В маркетплейсах появились чехлы-усилители сигнала для телефона, однако, как выяснилось, это не более чем рекламный ход – проблему решают внешние антенны и мобильные модемы.
– Александр Валерьевич, если говорить о глобализации: с одной стороны, интернет-пространство как цифровое и глобальное по определению должно быть свободным. С другой, нередко звучат высказывания, что у каждой страны будет свой интернет. Возможен ли национальный интернет в принципе?
– Если рассматривать все с технической стороны этого вопроса (например, обмен данными и доступ к ресурсам) – то сеть Интернет – это объединение независимых субъектов (есть такой термин – автономная система) – операторов связи, которые свободны в своем выборе с кем устанавливать и поддерживать связность для обмена данными. С другой стороны, даже такая децентрализованная и независимая структура, как сеть Интернет, имеет свои регулятивные органы, которые, можно сказать, «следят за порядком»: ведут контроль и учет за распределением и использованием важных для работы сети ресурсов, помимо решения основных задач, связанных с устойчивым функционированием основных технологий и решений сети Интернет. Например, подконтрольны регистрация доменов верхнего уровня, функционирование корневых серверов доменных служб DNS (Domain Name System), распределение адресного пространства IPv4 и IPv6, установление правильных постоянных, а не случайных, соединений между операторами связи. Таким образом, если использовать административный ресурс на уровне каждого государства, то на операторов связи этого государства можно оказывать принудительное воздействие на их работу и взаимодействие друг с другом.
В Российской Федерации есть национальные структуры, которые осуществляют, где это необходимо, свои регулятивные функции. Поэтому при получении необходимых полномочий и контроле исполнения своих решений операторами связи государства ограничить сетевой обмен рамками только своей территории вполне возможно. Обеспечить работу корневых серверов DNS и национальных доменов верхнего уровня тоже возможно – в России это очень давно уже «локализовано». Действительной проблемой является локализация того, ради чего мы все пользуемся сетью Интернет: ее сервисы! Это требует колоссальнейших затрат. Необходимо или создавать национальные аналоги со всей инфраструктурой, которая будет обеспечивать их работу, или переносить (покупать, копировать) те сервисы, чья инфраструктура находится на «площадках» операторов связи других государств. Вспомните, например, как тяжело стартовал сервис Rutube, который пока так и не смог полноценно заменить свой более популярный в сети аналог.
Поэтому можно заключить, что «национальный Интернет» как проект в настоящее время возможен, но лишь в определенных рамках. Чем они шире, тем он более дорогостоящ. Более правильным в таких случаях является стратегия развития такого проекта с самого начала развития сети операторов связи в государстве наряду с формированием собственной ресурсной базы для своих пользователей. Тут очень поучителен и полезен опыт КНР и КНДР, у которых, можно сказать, это уже получилось.
ФАКТ
Строительство базовых станций часто вызывает опасение среди местных жителей из-за излучения. Однако все строительные объекты проходят обязательные санитарные проверки. Официальная позиция Минздрава РФ и Всемирной организации здравоохранения заключается в том, что излучение от базовых станций безопасно. Мощность излучения базовой станции – 46 Вт, в то время как у микроволновой печи – 120 Вт. В отдельных странах, Швеции и Норвегии, проводились исследования, где зафиксированы жалобы на головные боли, усталость, раздражительность и другие симптомы, якобы связанные с излучением от базовых станций. Но важно заметить, что речь шла о случаях, когда уровни излучения превышали допустимые санитарные нормы.