Караул, заткните уши!

13 мая 2009

На научно-практической конференции, прошедшей в АлтГУ, обнародованы результаты опроса, проведенного сотрудниками кафедры социальных технологий и управления среди учащихся краевого центра по поводу употребления их сверстниками ненормативной лексики. Результаты вызвали большой интерес у СМИ. Очередной материал об этом сегодня вышел в "Алтайской правде".

Взрослых интересовало отношение подростков к нецензурным словам, оценка ими интенсивности употребления мата в общественных местах, в семье и т.д., знание законодательства в этой области, их мнение по поводу приемлемости употребления мата в разных жизненных ситуациях. Учитывались пол, возраст отвечающего, материальное положение, тип семьи и прочее. Всего опрошено 557 учеников 10-11 классов в возрасте от 15 до 19 лет. Оказалось, что для половины из них мат - это норма жизни.

Человек, употребляющий его, для 71 процента опрошенных выглядит более смелым, для 91 - более эпатажным, 93 - более взрослым (!). 44 процента относятся к употреблению ненормативной лексики нормально, 77 - допускают употребление мата в компании друзей, почти столько же считают, что им можно пользоваться в конфликтной ситуации, чтобы оскорбить человека. Кроме того, 39 процентов старшеклассников допускают употребление мата в повседневных разговорах для связки слов, причем 45 - считают употребление нецензурной брани неконтролируемой привычкой, а 14 - приписывают это русскому менталитету. О том, что нецензурная брань в общественных местах является нарушением законов (как административным, так и уголовным), знают менее половины опрошенных.

Результаты показали, что главным образом школьники сталкиваются с нецензурной речью на улицах города (71%), в школе (46%), у себя во дворе (35%), в Интернете (30%) и по ТВ (13%), а 23 процента опрошенных - и в своей семье. Употребление мата в среде подростков практически не зависит от материального и социального положения семьи. Но ответы у представителей разного пола сильно разнятся. Парни оказались намного лояльнее к употреблению мата, около 80 процентов юношей считают это вполне допустимым.

- Теперь участники проекта "Антимат" определили для себя конкретные проблемные зоны, в которых надо работать, - рассказывает его координатор Светлана Чайка. - Это снижение частоты употребления нецензурной лексики на улицах и в учреждениях посредством социальной рекламы, повышение информированности школьников и студентов об административной и уголовной ответственности за употребление мата, изменение отношения к мату в молодежной среде и др. Были предложены и обсуждены методы решения этих проблем и последующие действия. Многие школы города поддержали наш проект и уже откликнулись на него. Они проводят классные часы и беседы на эту тему и уже ждут выпуска плакатов "Антимат".

Интересные тенденции изменений в речи и культуре подростков прослеживаются в их ответах по поводу главных составляющих жизненного успеха личности. На первое место подавляющее большинство ставит природные задатки, документы об образовании, нужные связи. О знаниях и интеллекте вспомнил только один процент школьников, а ответов "быть хорошим человеком" - единицы.

Справка "АП"

Социальный проект "Антимат" начал работу в декабре прошлого года и уже приобрел своих поклонников. Многие школьники, студенты и преподаватели откликнулись на призыв исключить из своего общения нецензурную лексику и способствовать процветанию чистого русского языка без мата. На сегодняшний день проект "Антимат" - это несколько проведенных семинаров, на которых в разных аспектах был рассмотрен феномен бранной лексики и обсуждена нежелательность и недопустимость ее использования. Это постоянная пропаганда по исключению ненормированной лексики из речи молодежи, проводимая участниками проекта и людьми, активно поддерживающими "Антимат".

Сейчас разрабатываются планы проведения "классных часов", которые способствовали бы снижению частоты "мелькания" мата в среде школьников. Кроме того, в ближайшее время стартует конкурс социальных проектов, в котором школьники и студенты смогут попробовать себя как дизайнеры и ярко выразить свое мнение по данной проблеме. Плакаты победителей планируется использовать как социальную рекламу в учреждениях и на улицах Барнаула.

Людмила Ермолина, Алтайская правда, 13.05.2009 г.

Версия для печати
поделиться