П.К. Дашковский принял участие в религиоведческом конгрессе

17 октября 2016 Кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Азиатский экспертно-аналитический центр этнологии и международного образовательного сотрудничества

С 7 по 9 октября во Владимирском государственном университете состоялся III Всероссийский религиоведческий конгресс «Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы». В работе конгресса принял участие доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Петр Константинович Дашковский.

По словам П.К. Дашковского, религиоведческие конгрессы стали уже традиционными для отечественного религиоведения. Они проводятся 2 раза в год начиная с 2012 года. Первые два конгресса состоялись в Санкт-Петербурге (2012, 2014), а третий – во Владимире. Выбор места для проведения третьего конгресса не был случаен, так как на владимирской земле расположено значительное количество уникальных памятников религиозной культуры, среди которых следует особо отметить собор с. Дмитрия Солунского (конец XII в.), Успенский собор (вторая половина XII в.), в котором в начале XV в. работал известный иконописец Андрей Рублев.

Отличие конгрессов от обычного формата конференций – большой тематический охват, представительность участников мероприятия. Так, работа третьего конгресса была организована по 18 cекциям: «Методологические и теоретические проблемы религиоведения», «Контекстуализация академических исследований религии: российский опыт», «Анализ историко-культурного измерения религии как преемственности в изменении», «Антропологические исследования "народной религиозности" и религия в массовой культуре», «Психология религии в России: философская и психологическая рефлексия», «Проблемы измерения религиозности: критерии, типы и результаты конкретно-социологических исследований», «Актуальные вопросы свободы совести и государственно-религиозных отношений: теоретические и правоприменительные проблемы положения религиозных объединений», «Концептуальные аспекты исследования этно-религиозной идентичности, конфликтов и путей их разрешения в диалоге культур», «Знание религии или знание о религии? Теоретические и методические проблемы религиозного и религиоведческого образования», «Текстологические исследования и проблемы лингвистического анализа религиозных текстов», «Иудео-христианские отношения», «Женщина в религии и современной культуре», «Религиоведение-33: регион, университет, религии и религиоведческие проекты», «История зарубежного религиоведения», «Академическое изучение эзотеризма», «Конструирование образов религии в искусстве и масс-медиа», «Вайшнаизм: традиции и академическое описание».  Фактически все актуальные вопросы современного российского и даже зарубежного религиоведения здесь были затронуты.

О масштабности форума свидетельствует и тот факт, что организаторам конгресса поступило более 200 заявок и тезисов докладов. Материалы конгресса опубликованы в 6 томах. Непосредственно в работе форума приняло участие около ста исследователей-религиоведов, которые представляли ведущие научно-образовательные и экспертные центры из разных городов России, а также  из европейских государств. Среди участников конгресса были и настоящие легенды отечественного религиоведения: д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения МГУ Игорь Николаевич Яблоков,  д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ Мариана Михайловна Шахнович, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой  религиоведения и истории, главный редактор журнала «Религиоведение» Андрей Павлович Забияко и другие известные ученые.

Петром Константиновичем на конгрессе было представлено два доклада в разных секциях. Первый доклад – «Отношение  к этнорелигиозным процессам населения Западной Монголии (по результатам социологических исследований)» – содержал сведения о результатах этноконфессиональных исследований в Западной Монголии, проводимых в рамках реализации совместных научных проектов при поддержке грантов РГНФ и Министерства образования, культуры и науки Монголии. В ходе реализации таких проектов был проведен этноконфессиональный мониторинг в Байян-Ульгийском и Ховдском аймаках Монголии, находящихся на границе с Россией, Казахстаном и Китаем.  Полученные результаты позволяют представить сравнительный анализ этнорелигиозных процессов, протекающих как в каждом аймаке, так и в Западной Монголии в целом.

Второй доклад был подготовлен совместно с к.и.н., доцентом кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Еленой Александровной Шершневой на тему «Некоторые направления государственно-конфессиональной политики в отношении мусульман Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.». В докладе на основе архивных материалов было показано, что политика государства в отношении мусульманского населения как в регионе, так и в Российской империи в целом была противоречивой и не всегда последовательной. С одной стороны, государство не могло не учитывать интересы значительной части населения империи, исповедующей ислам. С  другой стороны, правительство вмешивалось фактически во все сферы общественной жизни мусульман, систему религиозного образования, управления, ограничивало присутствие мусульманского духовенства в армии. Актуальными вопросами Западной Сибири во второй половине XIX века стали проводимые реформы, которые особым образом сказывались на положении так называемого «инородческого» населения (традиционные  народы региона: сибирские татары, казахи и др.), исповедующего ислам. Архивные материалы также свидетельствуют, что неудачна была попытка и христианизации инородческого населения, поскольку с конца XIX в., а особенно после Указа 1905 года наблюдался массовый переход обратно в мусульманскую веру крещеных «инородцев».

По словам Петр Константиновича, круг обсуждаемых проблем на конгрессе был достаточно широк. Но особое внимание вызвали вопросы, связанные с особенностями реализации государственно-конфессиональной политики в России и практикой проведения религиоведческой экспертизы. Эти сферы деятельности сейчас как никогда актуальны для нашей страны в силу ее полиэтничности и поликонфессиональности, а также из-за угрозы распространения экстремизма и терроризма. Не случайно докладчикам, выступающим по данным проблемам, задавалось наибольшее количество вопросов. После секционных докладов состоялась обширная экскурсия с посещением знаменательных исторических мест во Владимире, Суздале и Юрьеве Польском. Участники конгресса могли не только рассмотреть теоретические и прикладные аспекты религиоведческой науки, но и ненадолго погрузиться в уникальный мир древнерусской  культуры.

Следующий, четвертый конгресс состоится через два года – в 2018 г. в Москве.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0