Психологи опорного университета задают вектор социально-психологического развития жителей края

12 апреля 2019 Аркадий Шабалин, редакция газеты «За науку»
Сколько лет учатся на психолога, какие задачи он решает, и чему вообще учат на факультете психологии и педагогики АлтГУ – в материале «ЗН»

В книжных магазинах все чаще можно видеть такую картину: покупатели, минуя стеллажи с классической литературой, останавливаются у полок с научно-популярными книжками по психологии. Названия книг соответствующие – «Думай и богатей», «7 шагов к идеальному самочувствию», «Укроти свой мозг!», «Есть. Молиться. Любить». Одни бегло просматривают оглавления, другие легкомысленно рассматривают обложки… Откуда такой интерес к психологии? Праздное любопытство или желание познать себя?

Неудобные вопросы

Кандидат психологических наук, преподаватель АлтГУ Светлана Даренских объясняет это тем, что у людей появилось больше времени на досуг, да и благосостояние жителей выросло.

Создать карусель

– Вспомните пирамиду Маслоу: базовые потребности удовлетворены, и человек тянется к духовному. Отсюда возросший интерес к психологии вообще и к подобным книгам в частности. Люди хотят знать, что с ними происходит, как можно эффективно решать какие-то бытовые или иные проблемы, – говорит Светлана Сергеевна.

По наблюдениям эксперта, психологическая грамотность жителей края растет, и это не может не радовать. Если раньше они, тяжело переживая семейные неурядицы или конфликты на работе, пытались справиться с переживаниями собственными силами, то сегодня многие из них обращаются за помощью к психологу. Люди понимают, что чтения «научпопа» для решения личных проблем недостаточно – нужна либо фундаментальная психологическая подготовка ( проще говоря, психологическое образование), либо помощь специалиста. В противном случае можно прочитать сотни пустых, бессодержательных книг в надежде избавиться от проблемы, но так с ней и остаться.

– Психолог – это посредник, который помогает клиенту решить проблему, но ни в коем случае не решает ее за него, – продолжает Светлана Сергеевна. – Люди боятся задавать себе неудобные вопросы, так как они выводят из зоны комфорта. Ведь не замечать проблему, отмахиваться от нее всегда проще, чем ее решать. Поэтому задача психолога – перевести фокус внимания клиента, помочь ему взглянуть на проблему со стороны. Как только это происходит, человеку становится гораздо лучше, приходит осознание, как можно выйти из ситуации.

Чтобы помочь, нужно уметь «настраивать» не только тонкие струны человеческой души, но и знать множество теоретических вопросов – от основ консультативной психологии, возрастных особенностей развития личности до методов психодиагностики, которые позволяют выявить болевые точки. Кроме того, психолог должен быть подкован в биологии, социологии – научных областях, изучающих человека. Это тем более важно, что все большее число расстройств увязано с социокультурными феноменами. Например, распространенные проблемы – чувство тревоги, гаджетозависимость. Как объясняет психолог, большая информационная нагрузка вынуждает все чаще и чаще пользоваться телефоном, компьютером, что приводит к зависимости, когда не можешь и дня прожить без мобильного устройства. Возникает ощущение, что чего-то не хватает, что ты неполноценный человек… И число «гаджетозависимых» людей день ото дня растет.

– В первую очередь тревожность нарастает из-за социальных сетей. Пользователи выставляют фотографии, где видны главным образом позитивные моменты их жизни. Создается впечатление, что все вокруг успешнее тебя, хотя на самом деле у человека может быть несколько кредитов и куча других проблем, но все это остается за кадром. Работа с такого рода людьми, зависимыми от контента соцсетей, требует определенных междисциплинарных знаний и умений, классическими методами здесь не обойдешься, – констатирует Светлана Сергеевна.

Помимо тревожности, есть и другие, также вытекающие из сетевого участия проблемы. Агрессия, размытые эмоциональные и смысловые фоны, снижение уровня коммуникативной компетентности, редукция языковых способностей. Но главное – это замещение реальности, когда IT-технологии позволяют выглядеть успешным без особых усилий. Виртуально, а не наяву. Правда, как нетрудно догадаться, в большинстве случаев подобный успех – фикция, не более.

– То, что транслируется сегодня, нужно тщательно отфильтровывать, чтобы, во-первых, не допустить какого-то негативного воздействия, а во-вторых – знать, с чем работать. Психолог - вообще такая профессия, где нужно постоянно учиться, повышать квалификацию, осваивать новые техники, которые в большинстве своем базируются на классических подходах. В общем, надо держать нос по ветру, – уверяет Светлана Даренских. – На психолога учатся не один и не два года – всю жизнь. Это образ жизни, нужно постоянно развиваться, чтобы быть в форме.

Знание выручает

К слову об учебе. Уже этим летом Екатерина Семенова, студентка пятого курса факультета психологии и педагогики АлтГУ, будет защищать диплом на острую тему «Эмоциональный интеллект созависимых подростков». Направление, где она учится, можно охарактеризовать так: оно для людей с большим терпением и крепкими нервами. Дело в том, что Екатерина – специалист по работе с трудными подростками, да и вообще с людьми, чье поведение отличается от общепринятого. Ее специальность так и называется: «Психология и педагогика девиантного поведения». Катя рассказывает:


– Как-то во время практики я работала с подростком Пашей, так у него агрессия просто зашкаливала! То он набрасывался на братьев и сестер, то был зачинщиком уличных драк. Такое его поведение обусловлено диагнозом: у мальчика умственная отсталость. Все, что ему нужно для развития, как и большинству таких ребят, – внимание, забота и ласка. Увы, пьющие родители не могут позаботиться о сыне в полной мере.

Таких примеров у Кати много, но вывод один: когда подросток не нужен своим родным и близким, то волей-неволей начинает искать способ привлечь к себе внимание. А вот каким образом – это уже другой вопрос, на который влияет множество факторов. Это и окружение ребенка, его психическое состояние, и взаимоотношения с родителями и сверстниками, и школьная успеваемость. Вдобавок к этому, подчеркивает Катя, нужно обозначить и такой фактор, как созависимость. Пожалуй, он играет едва ли не определяющую роль в поведении каждого человека.

– Созависимость – это когда один человек патологически зависит от другого. То есть формируется привязанность такой силы, что вся жизнь вертится только вокруг единственной фигуры, именно она определяет, как жить созависимому. Что самое печальное, «фигурами» становятся, как правило, алкоголики, наркоманы и другие зависимые, – поясняет Катя.

Ясно, что жизнь с такими людьми не сахар. Они умело манипулируют окружающими, вызывая у них чувства вины и жалости. Появляется замкнутость, возникают проблемы с общением, то и дело приходят депрессивные мысли. Занижается самооценка.

– Перед началом работы с человеком, особенно созависимым, важно пройти личностную терапию. Это когда ты настраиваешься на нужный лад, заставляешь себя не включаться в проблемы обратившегося к тебе за помощью, как бы тебе этого ни хотелось, стараешься быть несколько отстраненным. Иначе вся работа пойдет насмарку, – уточняет Катя.

Знание психологии выручает девушку не только в профессиональной, но и в личной сфере. Катя очень любит детей, и общаться с ними для нее – одно удовольствие. Потому сейчас она подрабатывает няней, применяя на практике те методы воспитания, которые студентка изучила на факультете.

– Плюс нашей специальности в том, что кроме психологии мы изучаем педагогику и юриспруденцию. Все это очень помогает в жизни. Начинаешь видеть привычное в несколько ином ракурсе. То же воспитание детей воспринимается не как рутина, а как занимательный процесс. ФПП учит не только мыслить, но и действовать, – замечает Катя.

Что умеет выпускник

Учеба на ФПП – занятие продуктивное. Как отмечает заведующая кафедрой социальной психологии АлтГУ Ирина Александровна Ральникова, то же направление «Педагогика и психология девиантного поведения», на котором учится Катя, готовит педагога и психолога в одном лице. Это междисциплинарная специальность, где учат решать задачи на стыке психологии, педагогики и юриспруденции, а также оказывать комплексную психологическую помощь.

Создать карусель            

– Что выпускник умеет? Выявлять причины девиантного поведения и корректировать его, осуществлять профилактику отклонений, проводить психолого-педагогическую экспертизу. В процессе обучения студенты проходят практику в тех местах, где знакомятся с будущей профессиональной деятельностью. Прежде всего там, где осуществляется профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, службы занятости, – перечисляет Ирина Александровна.

Остается добавить, что факультет психологии и педагогики АлтГУ задает вектор социально-психологического развития жителей края. Благодаря ФПП в краевые структуры ежегодно приходят специалисты, которые помогают как словом, так и делом. И в этом – третья, социальная миссия опорного вуза, готовящего дипломированных «врачевателей» душ.

Кстати

Одна из героинь материала, Катя Семенова, родилась в селе, где жил Герман Степанович Титов. Это выяснилось неожиданно в ходе беседы. По словам Кати, жители села Полковниково как никто другой чтят и помнят великого земляка. Чувство радости от сопричастности к чему-то великому с детства волнует Катю, вызывает в ней гордость за свою малую родину. «Я живу на улице Титова, а через несколько метров – дом самого Германа Степановича. Его построил отец космонавта, Степан Павлович. Сам дом пустует, это, можно сказать, теперь еще один музей. Стол, стулья – все осталось на своих местах, так, как это было во времена Германа Степановича. Заходишь и кажется, что время застыло. Это настолько потрясает, что не передать словами!». Вот такой возник неожиданный поворот разговора, состоявшегося накануне Дня космонавтики.

Навигатор «ЗН»

Чему научат?

Факультет психологии и педагогики – самый «размышляющий» факультет АлтГУ. Студенты ФПП учатся рефлексировать с первого курса: анализировать свои эмоции и чувства, осознавать мотивы и потребности, разграничивать причины и следствия. Как сказано на сайте ФПП, понимание устройства мира и вселенной невозможно без пристального внимания к человеку, глубинным аспектам его души, физики и психологии его сознания. Абитуриенты ФПП могут выбрать несколько профилей обучения. Или бакалавриат – направление подготовки «Психология», или специалитет, где три направления: «Педагогика и психология девиантного поведения», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология». Если вы хотите учиться на направлении «Педагогика и психология девиантного поведения», тогда сдавайте обществознание, историю и русский язык. На остальные направления требуется сдача биологии, математики (профильный уровень) и русского языка.

Кем работать?

Выпускники факультета психологии и педагогики АлтГУ могут стать собственно психологами, клиническими психологами, специалистами по работе в силовых ведомствах. Выпускники ФПП работают в органах соцзащиты – кризисных центрах, центрах реабилитации, а также в детских садах, школах, больницах. Проводят частные консультации.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0