Цель изучения дисциплины | Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с физиологическими основами адаптации к внешним факторам, особенностями приспособления человека для жизни в разных средах и влиянии условий среды на здоровье человека. Задачи: - изучить основные факторы, определившие возможности расселения человека по земному шару - знать особенности морфофизиологической изменчивости и экологической дифференциации вида Homo sapiens L. - рассмотреть основные принципы функционирования и регуляции человеческого организма в различных экологических условиях и механизмы его адаптации и защиты от неблагоприятных факторов среды - обладать навыками оценки уровня здороья по отдельным его показателям |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.02 |
Формируемые компетенции | ОПК-4 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные понятия и закономерности экологии человека, факторы, определяющие возможность расселения человека и показатели морфофункциональной изменчивости и экологической дифференциации человека как биологического вида; - механизмы и экологические принципы формирования различных уровней адаптации и механизмы адаптации организма человека к конкретным климатическим условиям; - механизмы воздействия экологических факторов на организм и пределы его устойчивости; - основные факторы риска среды обитания человека и их роль в формировании заболеваемости населения и особенности клинических проявлений экологически обусловленных заболеваний и патологических состояний Уметь:
- оценивать состояние здоровья человека и проводить эколого-гигиеническую оценку состояния рабочего места; - руководствуясь принципами функционирования и регуляции организма, выделять особенности обитания и адаптации человека в разных климатогеографических регионах и выделить и распознать вредные антропогенные и природные факторы риска и объяснить их влияние на организм человека на разных его уровнях; - определять факторы экологического риска; - анализировать причины выявленных заболеваний и патологических состояний в зависимости от экологических факторов и выделять группы риска на популяционном уровне Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- методами оценки неблагоприятных воздействий природных и антропогенных факторов риска на здоровье населения; - проводить комплексную оценку состояния здоровья населения и анализировать факторы его формирующие и знаниями о существующих законодательных актах и документах, регламентирующих безопасное эколого- гигиеническое состояние общественных помещений и рабочих мест; - терминологией по вопросам изучаемой дисциплины «Экология человека» и современными подходами к снижению алиментарной чужеродной нагрузки и ее роли в формировании заболеваемости населения; - современными приемами и методами диагностики экологически обусловленных заболеваний |
Содержание дисциплины | Экология человека и ее связь с другими науками. Здоровье – как важнейшая категория экологии человека. Взаимодействие человека со средой обитания. Экологические аспекты хронобиологии. Природные факторы и их воздействие на организм человека.Эндемичные заболевания. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям. Воздействие экстремальных условий среды на здоровье человека. Нормирование качества окружающей человека среды. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |