Аннотация рабочей программы дисциплины
«Выразительные средства языка СМИ»

Цель изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

Для достижения цели ставятся задачи:
определять средства выразительности на разных уровнях языка;
характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ;
использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов;
анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ;
создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.02
Формируемые компетенции ПК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ
Уметь:
пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
Содержание дисциплины Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка современных российских СМИ. Средства выразительности разных уровней языка. Современные тенденции расширения выразительных возможностей разных типов СМИ с использованием различных знаковых систем.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



Форма промежуточной аттестации Экзамен.