Цель изучения дисциплины | формирование у магистрантов целостного системного представления о психолингвистической теории знания как достояния человека и определение роли языка как одного из средств формирования знания и доступа к нему в процессе создания и понимания текстов в СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 1) ознакомление с историей и общими проблемами психолингвистики; акцентирование внимания на динамике целей и исследовательских подходов к рассмотрению ведущих проблем психолингвистики в русле тенденций развития мировой науки о человеке; 2) выявление дискуссионных вопросов в проблеме продуцирования и понимания текста, освещение современного состояния теоретической и экспериментальной разработки этой проблемы с учетом профессиональных интересов магистрантов; 3) усвоение основных процедур сбора, обработки и анализа языковых данных в рамках психолингвистического подхода к изучению процесса профессиональной коммуникации; 4) обучение современным методам психолингвистического анализа текста СМИ; 5) реализация профессионально-творческого замысла журналиста – непосредственное создание публицистического текста в соответствии с предложенными требованиями; 5) формирование у магистрантов интереса к русскому языку как достоянию человека, как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.03 |
Формируемые компетенции | ОК-4 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
имеет представление о основах производства и понимания текстов в профессиональной журналистской деятельности в целом и в области психолингвистических исследований, которые связаны со сферой профессиональной специализации (ОПК-5); знает теорию и практику психолингвистики, понимает системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта, профессиональными требованиями и стандартами (ПК-1). Уметь:
характеризовать психолингвистические закономерности построения конкретного журналистского текста и выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливает закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста как речевого произведения (ОПК-5); создавать публицистический текст в соответствии с определенными психолингвистическими факторами: адресант - адресат - речевое воздействие - специфика канала и др. (ПК-1). Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
выполняет различные виды редакционной работы, связанные со психолингвистическим аспектом функционирования языка в различных типах СМИ (ОПК-5); навыком мотивированного отбора языковых средств и их организации в тексте СМИ в зависимости от коммуникативного задания; навыком эффективного использования психолингвистических и экспрессивных возможностей этих единиц при создании текстов разной степени сложности для определенных СМИ (ПК-1). |
Содержание дисциплины | Психолингвистика. Предмет и основные задачи. Восприятие и понимание текста.. Текст как объект языковедения. Современные подходы к изучению текста. Моделирование процессов речепроизводства. Восприятие и понимание текста.. Практические и экспериментальные методы и методики изучения текстов СМИ. Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |