Аннотация рабочей программы дисциплины
«СМИ как социокультурный феномен»

Цель изучения дисциплины Целью курса «СМИ как социокультурный феномен» является освоение теоретической базы, необходимой в дальнейшем для изучения структуры, функций, социальных эффектов СМИ, особенностей журналистской деятельности в социокультурных реалиях; формирование теоретико-методологических оснований анализа средств массовой информации в контексте культурного и социального бытия. Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть социальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями медиа, с особенностями взаимосвязи и взаимовлияния СМИ и основных сфер жизнедеятельности общества. В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освоению исследовательской литературы, анализу источников – телевизионных программ, Интернет-страниц, текстов СМИ.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01
Формируемые компетенции ОК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
характеристики социокультурных явлений, особенности их функционирования, природу и сущность массовой коммуникации, роль средств массовой коммуникации в социуме, их регулятивное воздействии на общество, особенности взаимодействия средств массовой информации с основными сферами жизни общества, взаимное влияние экономики и СМИ, социальной сферы и СМИ, политической жизни и СМИ, духовной сферы жизнедеятельности общества и СМИ, определяющие социокультурные характеристики информационного, постиндустриального, массово-коммуникационного общества
Уметь:
интерпретировать социокультурные эффекты деятельности СМИ, вычленять и анализировать влияние экономических, социальных, политических, культурных факторов на особенности их функционирования, исследовать СМИ и журналистику в контексте социокультурных реалий
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
теоретико-методологическим инструментарием анализа социокультурных явлений, навыками интерпретации социокультурных влияний на деятельность средств массовой информации, технологиями определения манипулятивного воздействия СМИ на аудиторию, навыками анализа воздействия средств массовой информации на сферы жизнедеятельности общества
Содержание дисциплины 1. Сущность СМИ и МК. 2. СМИ и сферы социальной жизни. 3. СМИ в условиях глобализации и инфомационного общества.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.