Цель изучения дисциплины | Цель освоения дисциплины - формирование представлений о взаимозависимости человеческого общества и системы планеты Земля на современном этапе развития цивилизации, о глобальном (общемировом) или универсальном характере основных проблем, связанных с воздействием человека на природную среду, представление об основных региональных геоэкологических проблемах, причинах их возникновения и вариантах решения Задачи: 1. Изучить особенности геосферы Земли (как глобальной экологической системы). 2. Расширить кругозор студентов об антропогенных воздействиях на глобальную экологичесую систему и их последствии. 3. Определять степень (остроту)экологических ситуаций на разных иерархических уровнях. 4. Обобщить сведения о геоэкологических проблемах из смежных дисциплин (общая экология,основы природопользования, техногенные системы и экологический риск, ресурсоведение, экономика природопользования) |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.02 |
Формируемые компетенции | ОПК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении и их применения в выявлении и решении геоэкологических проблем; - закономерности функционирования атмосферы, биосферы и гидросферы; - основы землеведения, климатологии, гидрологии; - закономерности формирования поч-венного покрова и рельефа. Уметь:
- оценивать геоэкологические последствия природных и антропогенных процессов; - использовать современное оборудование для оценки изменения литосферы; - анализировать изменения почвенного покрова, рельефа под влиянием деятельности человека; - обосновывать методологические подходы решения региональных и глобальных геоэкологических проблем. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками выявления и анализа геоэкологических проблем региона; - методами оценки и прогнозирования геоэкологических ситуаций; - методами анализа региональных и глобальных геоэкологических проблем; - методами оценки и прогнозирования геоэкологических ситуаций. |
Содержание дисциплины | Концептуальная экология. Межгеосферный обмен веществ и энергий. Физические поля и процессы. Геохимические поля и провинции. Антропогенные проблемы геоэкологии. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office Excel, MapInfo.
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |