Цель изучения дисциплины | Ознакомление студентов с географическим распределением организмов и их сообществ и показать факторы их определяющие; получение представления о биогеографии как синтетической биологической и географической развивающейся науке. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.04 |
Формируемые компетенции | ОПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Излагать базовые знания фундаментальных разделов физики, химии, географии и биологии для характеристики условий формирования биологического разнообразия на планете Земля, состоянии биосферы Земли; биологические основы экологии и природопользовании; методы химического анализа и результаты проявления современных динамических процессов в геосфере Земли, эволюции биосферы, Представляет характер глобальных экологических проблемах. Теоретические основы (термины, законы, постулаты, правила) биогеографии, экологии растений, животных и микроорганизмов; основных представителей флор, фаун и биот Земного шара и их ареалогические и морфо-биологические характеристики (адаптации к жизни в различных биомах). Уметь:
Формулировать экологические проблемы природопользования зональных и островных биомов и биот; оценить уровень богатства и экологического состояния биоразнообразия биомов; выбрать необходимый для профессиональный работы метод отбора и анализа геологических и биологических проб. Применять знания биогеографии, экологии растений, животных и микроорганизмов для освоения общепрофессиональных дисциплин и для решения профессиональных задач; использовать в работе методы районирования, картографии. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Навыками идентификации и описания биологического разнообразия на видовом и экосистемном (биогеоценотическом) уровне организации; методами оценки биологического разнообразия и современными методами количественной обработки информации по биоразнообразию. Навыками работы с картами ареалов таксонов и синтаксонов для решения профессиональных задач; навыками работы с картами ареалов биогеоценозов, районирования царств флоры, фауны, биоты для решения профессиональных задач. |
Содержание дисциплины | Учение об ареалах . Биогеографическое районирование. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/; Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru; Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm; Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/; Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org; Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой: http://www.nature.web.ru/; Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека: http://antropogenez.ru/; Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции. Видеозаписи выступлений. Научно-популярная, научная, учебная литература по эволюционной биологии (большая коллекция русско- и англоязычных источников): http://www.evolbiol.ru/; База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org; База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/; База данных «Биоразнообразие животных в России» – всероссийская информационная система включает представителей двух царств (протисты и животные). Система "ZooDiv" ориентирована на приоритетное включение сведений по биоразнообразию России, но по мере разработки будет охватывать и мировую фауну для отдельных групп животных: http://www.zin.ru/ZooDiv/; База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru; Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/; Научно популярный портал «Элементы большой науки». На сайте размещены библиотека научно-популярных статей и тексты публичных лекций выдающихся ученых, информация о предстоящих научных конференциях и объявленных конкурсов грантов, а также блоги известных отечественных биологов: https://elementy.ru/. |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |