Цель изучения дисциплины | Формирование у магистрантов представлений о способах оценки антропогенных изменений растительного покрова на разных уровнях его организации, а также об особенностях мониторинговых исследований фитоценозов флоры растительного покрова в целом. Выработка навыков по применению методических основ проектирования, организации полевых и лабораторных работ по фитомониторингу с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01 |
Формируемые компетенции | ПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Основные полевые и лабораторные методы биологических исследований; современные полевые и лабораторные методы биологических исследований, основные принципы и методики системы мониторинга растительного покрова. Уметь:
Дать определение основным терминам и категориям дисциплины; перечислить основные направления мониторинга растительного мира; объяснить закономерности системы наблюдений за объектами растительного мира и прогноза развития и изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; перечислить основные методы и подходы в фитомониторинге; с помощью компьютерных технологий обрабатывать результаты полевых и лабораторных исследований; объяснить закономерности системы наблюдений за объектами растительного мира и прогноза развития и изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Имеет навык основных этапов сбора, обобщения и анализа информации (фондовой, ведомственной, литературной и иной) об объектах растительного мира; сформулировать основные решения в области сохранения биоразнообразия, рационального использования растительных ресурсов и поддержания качества окружающей среды; владеет навыками организации и проведении научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ. |
Содержание дисциплины | Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. Общие представления об организации растительного покрова. Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе. Раздел 2. Организация растительного покрова. Раздел 3. Классификация и типология фитоценозов как инструмент исследования растительного покрова. Раздел 4. Типологический анализ флор . Раздел 5. Дистанционные и ГИС технологии в оценке состояния фитоценозов. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
ProCover.exe (тренажер для геоботаников),
Ms Office Word, MS Office Powerpoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии: https://www.biodiversitylibrary.org Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/ Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек: http://tusearch.blogspot.com Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий: http://www.nature.web.ru/ Красная книга Алтайского края. Растения и грибы: http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/ База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)»: https://www.gbif.org База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/ База данных «Биоразнообразие животных в России»: http://www.zin.ru/ZooDiv/ База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края»: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |