Аннотация рабочей программы дисциплины
«История русского языка»

Цель изучения дисциплины Цель дисциплины:
• сформировать знание о языке как исторически изменяющемся явлении;
• способствовать познанию закономерностей развития русского языка со времени распада праславянского языка и обособления восточнославянских диалектов до современного состояния;
• способствовать уяснению возможностей применения полученных знаний в практической деятельности.
•сформировать понимание значимости русского литературного в истории и жизни российского этноса
•обучить тщательному прочтению русского текста и произведения русской словесной культуры как памятника истории и факта повседневной реальности
•научить оценивать использование русского литературного языка в разные периоды истории становления и развития российского народа
•обучить эстетическим и прагматическим правилам использования русского литературного языка
Задачи:
• научить разбираться в основных периодах и этапах развития русского языка, критериях их выделения (с учётом «внешней» и «внутренней» истории);
• научить анализировать особенности языковой системы на каждом синхронном срезе и причины языковых изменений;
• научить интерпретировать явления современного русского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития;
• научить применять полученные знания в области истории русского языка в собственной научно-исследовательской деятельности;
•разрабатывать техники прочтения русского словесного произведения
•прогнозировать и моделировать последствия использования единицы русского литературного языка
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- об особенностях языковой системы на каждом синхронном срезе и причинах языковых изменений;
- об истории языка как развитие системы, осознавать взаимообусловленность всех аспектов языка: фонетики, грамматики и лексики; уметь связывать одни языковые явления и изменения с другими;
Уметь:
- определять основные периоды и этапы развития русского языка, критерии их выделения (с учётом «внешней» и «внутренней» истории);
- интерпретировать явления современного руского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
некоторых способов и приёмов исторического объяснения фактов современного русского языка;
методов исторического изучения русского языка; способов и приёмами исторической интерпретации фактов русского языка в его прошлом и настоящем;
правил ограничения использования национального языкового ресурса в различных обстоятельствах коммуникации;
методов расчета вероятности неблагоприятных воздействий среды функционирования русского литературного языка и производственной деятельности его пользователя; методов выбора средств защиты носителя русского языка в дигитализированном сообществе государств
Содержание дисциплины Введение . Историческая фонетика. Историческая морфология. Исторический синтаксис . Предмет, объект и задачи истории русского литературного языка. Русский литературный язык как система управления процессом формирования коммуникативной компетенции языковой общности «русский народ». Устная и письменная разновидности литературного языка. . Подсистемы русского литературного языка, обеспечивающие целостность символический системы «русский народ». Семиотические системы русского литературного языка. Процесс нормативации в русском литературном языке. Художественно-публицистическая деятельность языковой общности «русский народ». Процесс нормализации в русском литературном языке. Объективная деятельность русской знаковой общности в Новое Время. Диалектический и метафизический базисы русского литературного языка.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.