Аннотация рабочей программы дисциплины
«Молодежные движения в России и за рубежом»

Цель изучения дисциплины Рассмотрение важнейших теоретико-методологических и социально-прикладных вопросов исторического развития и современного состояния молодежного движения в Российской Федерации, актуализация интереса и получение основных навыков для участия в общественной жизни общества, становление активной социальной позиции, гражданского самосознания.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Этапы развития общественно-политической мысли и прогрессивных идей относительно детства и юношества, осознавать важность сохранения истории молодежных движений для современности. Основные этапы развития молодежного движения в России и мире, перечислить названия важнейших молодежных объединений, в том числе студенческих, общественно-политических, объединений юношества, неформальных объединений. Ведущие общественные и политические движения молодежи современности, назвать их лидеров, даты основания, политическую ориентацию, основные направления деятельности. Понимать особенности функционирования и развития общественных и политических молодежных движений на современном этапе. Исторические предпосылки и основные этапы становления молодежного движения, назвать организационно-правовые формы молодежных объединений, их особенности, знать условия для получения молодежным объединением государственной поддержки, а также виды и формы государственной поддержки, оказываемой молодежным объединениям, перечислить ведущие общественные объединения молодежи и юношества, направления их активности. Знать нормативно-правовую основу, регулирующую деятельность молодежных и детских общественных объединений.Основные молодежные движения в России и за рубежом с учетом их этнической, культурной, социальной и конфессиональной специфики, осознавать специфику их появления на том или ином этапе общественного развития.Закономерности формирования общественных движений как неформальных коллективов, социальных организаций, социальных институтов. Знать ключевые социологические парадигмы, используемые для анализа молодежных движений, в том числе социальных, этнических, религиозных. Принципы управления и лидерства в молодежных движениях, молодежного самоуправления, международные и российские нормативные и правовые основы, закрепляющие принципы справедливости и толерантности в работе с молодежью из разных социальных, этнических, конфессиональных групп.
Уметь:
Уважительно и объективно относиться ко всем периодами истории, историческим личностям, этническим, религиозным, культурным традициям, сопровождающим историю молодежного движения. Объективно описывать историю молодежных движений, воссоздавать хронологию событий, прослеживать аналогии между существовавшими ранее и актуальными молодежными движениями. Анализировать деятельность молодежных движений с использованием современных социологических методов, выявлять проблемы и предлагать решения этих проблем. Заполнить пакет документов и выполнить необходимые административные процедуры для создания детского и молодежного объединения, определять миссию и основные приоритеты создаваемого объединения, планировать направления деятельности и формировать ресурсы, уметь оценивать эффективность работы общественного объединения. Проявлять принципы толерантности при анализе молодежных движений различной направленности, в том числе религиозных, культурных, неформальных, национально специфических. Определять тип молодежного движения, направленность его деятельности, этнические, религиозные, культурные различия.Использовать принципы международного и российского права для обеспечения деятельности молодежных движений, прав на добровольное осуществление их деятельности, реализации прав культурных, этнических, конфессиональных групп молодежи. Работать в молодежном коллективе, толерантно относиться к социальным, этническим, культурным различиям.

Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Навыками исторической реконструкции эпохи, атрибутов и социальных действий участников молодежных движений.
Навыками критической оценки исторических и архивных источников, связанных с вопросами развития молодежного движения, сравнения различных точек зрения на события, связанные с историей молодежных движений в России, оценки их роли в социально-историческом процессе. Навыками применения социологических методов для изучения общественных движений молодежи, навыками применения социальных технологий для решения проблем общественных и политических движений молодежи. Навыками установления сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими общественными объединениями, владение навыками делового и неформального общения в молодежном коллективе, основанного на толерантности.
Навыками толерантного отношения к различным социальным, этническим, культурным, религиозным группам молодежи, отстаивающим свои интересы посредством молодежных движений. Способностью к взаимодействию с различными типами молодежных движений, в зависимости от их социальных, культурных, этнических и конфессиональных различий. Навыками создания и управления молодежными движениями с учетом понимания социальных, культурных, религиозных различий его членов, необходимости толерантного отношения к ним.
Содержание дисциплины Молодежные движения в России: исторические аспекты развития. Развитие молодежного движения России в XXI веке. Молодежное движение за рубежом: история развития до XXI века. Молодежное движение в XXI веке: смена парадигм, технологий, возможностей.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.