Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями). Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – получить представление об роли этологии в изучении поведения,ее истории и взаимоотношении с другими науками; – знать основные категории и формы поведения животных; – иметь представление о структуре и механизмах поведения; – знать особенности становления поведения в онтогенезе; – получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе; – овладеть способностью использовать знания, полученные в области этологии для решения прикладных экологических проблем. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.04 |
Формируемые компетенции | ПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные положения, понятия и термины этологии, основные формы поведения различных видов животных и их взаимосвязь с условиями окружающей среды, принципы поиска научной информации; - методологию и методы этологии, закономерности онтогенеза и эволюции поведения, его роль в установлении связей популяций со средой. Уметь:
- реферировать научные труды и составлять аналитические обзоры по этологической тематике; -формулировать проблемы и задачи научного исследования; проводить наблюдения за поведением животных в естественной среде обитания , обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- применения некоторых методов изучения поведения животных для получения новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; -использования методологии планирования и проведения этологического эксперимента, формулировки выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований. |
Содержание дисциплины | Введение. История и методология этологии. Этологическая теория поведения . Врожденные формы поведения. Научение и элементарная рассудочная деятельность. Механизмы поведения. Онтогенез поведения. Конфликтное поведение . Эволюция поведения. Социальное поведение. Репродуктивное поведение. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru); Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |