Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов как фундаментальной основой жизненных процессов. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – изучить основные этапы онтогенеза, фаз эмбрионального развития и уметь изложить и проиллюстрировать схематическими рисунками основные процессы развития в их реальной последовательности и взаимосвязи; - получить представление о механизмах морфогенеза, цитодифференцировки и роста; - получить представление о связи онтогенеза и эволюции; – знать основные причины появления аномалий развития; – овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.06 |
Формируемые компетенции | ОПК-9 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- Основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности; - Основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности, у разных групп животных, факторы морфогенетических процессов на разных этапах онтогенеза; - Основные методы и практические достижения биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности, у разных групп животных, факторы морфогенетических процессов на разных этапах онтогенеза, современные представления о клеточно-молекулярных механизмах морфогенеза, дифференцировки; - принципы анализа научной информации; - правила представления научной информации в изданиях различного уровня; - приемы составления аналитических обзоров. Уметь:
- Переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму;сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных; иметь представление о процессах детерминации,эмбриональной регуляции, эмбриональной индукции; - Переводить информацию об основных процессах развития в графическую форму; сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у основных групп позвоночных животных; формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша (эмбриональной регуляции), процессах детерминации и регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза; - Свободно рассуждать о механизмах детерминации, регуляции. эмбриональной индукции, иллюстрируя свои пояснения схемами и графическими изображениями; - критически анализировать полученную информацию; - составлять аналитические обзоры по соответствующей тематике. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- Некоторыми методами работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов модельных видов животных и их графического изображения, применять полученные знания из области биологии развития в повседневной деятельности; - Общими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их графического изображения;применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности; - Собщими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их графического изображения;пециальными методами получения и работы с эмбриональным материалом в научно-исследовательских целях;применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности; - навыками представления результатов лабораторных биологических исследований; - навыками изложения полученной информации. |
Содержание дисциплины | Введение. Гаметогенез. Оплодотворение. Дробление и бластуляция. Гаструляция и нейруляция у позвоночных животных. Некоторые сведения об органогенезах. Внезародышевые оболочки позвоночных. Механизмы клеточной дифференцировки. Рост . Регенерация. Тератогенез. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. embryo.pu. ru. – Загл. с экрана. Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |