Аннотация рабочей программы дисциплины
«Биология индивидуального развития»

Цель изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов как фундаментальной основой жизненных процессов.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– изучить основные этапы онтогенеза, фаз эмбрионального развития и уметь изложить и проиллюстрировать схематическими рисунками основные процессы развития в их реальной последовательности и взаимосвязи;
- получить представление о механизмах морфогенеза, цитодифференцировки и роста;
- получить представление о связи онтогенеза и эволюции;
– знать основные причины появления аномалий развития;
– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.06
Формируемые компетенции ОПК-9
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- Основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности;
- Основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности, у разных групп животных, факторы морфогенетических процессов на разных этапах онтогенеза;
- Основные методы и практические достижения биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности, у разных групп животных, факторы морфогенетических процессов на разных этапах онтогенеза, современные представления о клеточно-молекулярных механизмах морфогенеза, дифференцировки;
- принципы анализа научной информации;
- правила представления научной информации в изданиях различного уровня;
- приемы составления аналитических обзоров.
Уметь:
- Переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму;сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных; иметь представление о процессах детерминации,эмбриональной регуляции, эмбриональной индукции;
- Переводить информацию об основных процессах развития в графическую форму; сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у основных групп позвоночных животных; формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша (эмбриональной регуляции), процессах детерминации и регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза;
- Свободно рассуждать о механизмах детерминации, регуляции. эмбриональной индукции, иллюстрируя свои пояснения схемами и графическими изображениями;
- критически анализировать полученную информацию;
- составлять аналитические обзоры по соответствующей тематике.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- Некоторыми методами работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов модельных видов животных и их графического изображения, применять полученные знания из области биологии развития в повседневной деятельности;
- Общими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их графического изображения;применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности;
- Собщими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их графического изображения;пециальными методами получения и работы с эмбриональным материалом в научно-исследовательских целях;применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности;
- навыками представления результатов лабораторных биологических исследований;
- навыками изложения полученной информации.

Содержание дисциплины Введение. Гаметогенез. Оплодотворение. Дробление и бластуляция. Гаструляция и нейруляция у позвоночных животных. Некоторые сведения об органогенезах. Внезародышевые оболочки позвоночных. Механизмы клеточной дифференцировки. Рост . Регенерация. Тератогенез.
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. embryo.pu. ru. – Загл. с экрана.
Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html
Форма промежуточной аттестации Зачет.