Аннотация рабочей программы дисциплины
«История русской православной церкви»

Цель изучения дисциплины является изучение основных периодов в истории РПЦ. Демонстрация специфики устройства русской церкви; церковного управления; изучение особенностей развития Русской Православной Церкви в начале XX века; рассмотрение основных тенденций и динамику развития обновленческого движения; ознакомление студентов с историей образования Алтайской Духовной Миссии и её современной деятельностью; определение основных направлений современного развития Русской Православной Церкви.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-7
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
социальные, политические и религиозные предпосылки принятия христианства русскими князьями, последствия принятия христианства; влияние РПЦ на развитие институтов княжеской власти; исторические предпосылки образования первой русской митрополии; роль РПЦ в борьбе с завоевателями в XIII – XV вв.; исторические предпосылки ведения патриаршества на Руси; специфику Синодального периода в истории РПЦ; особенности положения институтов РПЦ в Советском государстве; специфику развития институтов РПЦ в современной России; знает социальные и политические причины, способствующие эволюции и укреплению православия на территории древних русских княжеств; политические и религиозные предпосылки возвышения русских митрополитов и создания условий для автокефального правления; историографические оценки истории РПЦ: проблемы крещения РУСИ, истории РПЦ в составе Константинопольского патриархата, автокефального периода и патриаршего периода
Уметь:
объективно оценить вклад РПЦ в становление российской государственности, укреплении самодержавных тенденций, усилении авторитета российской государственности; выявлять политические и конфессиональные особенности процесса крещения Руси, а также социальные и экономические предпосылки в эпоху Церковного раскола; характеризовать специфику самодержавной политики российских императоров в отношении РПЦ; определять роль РПЦ в развитии институтов современного общества; накапливать посредством изучения источников информацию о влиянии личности на ход исторического процесса на примере биографий митрополитов и патриархов; уметь сравнивать периоды развития истории РПЦ с развитием таких автокефальных церквей как Сербская и Болгарская, анализировать причины, способствующие удержанию автокефального статуса
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
методикой анализа правового статуса РПЦ в законодательстве Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации; методикой историко-политического и историко-социального анализа событий истории РПЦ; алгоритмом самостоятельного поиска и изучения новой литературы по истории и ключевым проблемам развития РПЦ XX в.; способностью определять специфику развития РПЦ в контексте развития других восточных православных автокефальных церквей; методикой сравнительного анализа развития институтов РПЦ на фоне развития других православных автокефальных церквей; методологией типологизации старорусского сектантства; анализом развитие институтов РПЦ в рамках развития и эволюции институтов других поместных православных церквей в XX веке
Содержание дисциплины Христианство на Руси в домонгольский период. Русская православная церковь в период до разделения митрополий (XIII-XVII вв.) . Раздел 3. Синодальный период в истории русского православия (1721-1917 гг.). Раздел 4. Русское православие в XX веке, II период патриаршества .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.