Цель изучения дисциплины | Целями освоения дисциплины "Альтернативные способы разрешения споров" является получение представлений об иных, помимо судебной, форм защиты права, их системе, правовом регулировании и порядке проведения и осуществления. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | М2.В |
Формируемые компетенции | ОК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
ОК-5: субъективные права и обязанности участников правоотношений основные этические нормы в работе юриста. ПК-13: модель принятия управленческих решений, основанную на соотношении ожиданий, ресурсов и планируемых результатов. Уметь:
ОК-5: совершать юридически значимые действия в строгом соответствии с этическими нормами. ПК-13: анализировать складывающиеся в определенный момент времени фактические и правовые ситуации и делать необходимые выводы, способствующие предотвращению правовых конфликтов и достижению компромиссов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
ОК-5: навыками неукоснительного и добросовестного исполнения возложенных на субъекта обязанностей. ПК-13: навыками распределения профессионального функционала среди членов группы, сформированной для проведения посреднической процедуры. |
Содержание дисциплины | Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход.. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. . Лабораторный практикум. Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. . Зачет. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Windows, Microsoft office
7-Zip AcrobatReader Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/); СПС "Гарант". Профессиональные базы данных: Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |