Цель изучения дисциплины | Целью преподавания курса «Семьеведение» является формирование у студентов системы теоретических знаний об особенностях развития и функционирования семьи как социальной группы и социального института в обществе, а также практических навыков социальной работы с семьями различных категорий социальной защищенности. Для достижения цели необходимо решение в процессе преподавания курса следующих задач: рассмотреть историю развития семьеведения, предмет и функции дисциплины, ее значение для общества в целом; раскрыть понятие семьи и ее основные типы и функции; рассмотреть социально-экономические, духовно-культурные, и прочие основания современной семьи; раскрыть основные направления и технологии социальной работы с семьей; изучить нормативно-правовую базу функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства; провести сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом; привлечь внимание студентов к ценности семьи как важнейшему социальному институту; стимулировать развитие творческого потенциала и активности будущих специалистов при подготовке к работе с семьей. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.01 |
Формируемые компетенции | ПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- типы, виды, функции семьи, .историю становления и развития семьи как социального института; детерминирующие факторы социокультуры, влияющие на изменение семьи и брака в разные исторические периоды; -основные положения действующего законодательства, регулирующего вопросы семейной политики и социальной работы с семьей; -учитывать социально-экономические, политические факторы при оказании помощи разным категориям семей; -соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; - применять в практике социальной работы с семьей полученные знания. Место, роль, значении семьи; ее взаимосвязи с различными, социальными подсистемами общества Уметь:
- применять исторический опыт при работе с современной семьей; -учитывать социально-экономические, политические факторы при оказании помощи разным категориям семей; -соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; - применять в практике социальной работы с семьей полученные знания. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
технологиями семейноориентированной социальной работы, общения в обществе, основанными на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. |
Содержание дисциплины | Понятие семьи, ее функции и типы. Семья и брак. Семья и быт. Социально-экономическое положение семьи в современной России. Молодая семья как объект социальной политики. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе (неполные и многодетные семьи; семья, имеющая детей с ограниченными возможностями; социопатогенная и асоциальная семья). Государственная семейная политика: сущность, принципы, приоритеты и механизмы реализации. Технологии социальной работы с различными типами семей. Направления социальной защиты семьи, материнства и детства. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики. Зарубежный опыт социальной работы с семьями. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
|
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |