Цель изучения дисциплины | Цели освоения дисциплины "Радикализм в России" состоят в том, чтобы студенты усвоили методику различения, во-первых, одной вариации радикальной идеологии от другой, а, во-вторых, научились проводить четкую разграничительную линию между собственно политическим радикализмом и внешне схожим с ним идеологическим антиподом - экстремизмом. Тем более, что в современной политической науке две эти идеологии вольно или невольно смешиваются, что препятствует их адекватной идентификации. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.16 |
Формируемые компетенции | ОК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
методику различения вариаций идеологии радикализма; специфику радикальных политических идеологий распространенных в России; основные этапы и закономерности исторического развития общества и идейно-политических течений; общенаучную политологическую терминологию, используемую в радикальных идеологических доктринах; содержание классических и современных политико-идеологических концепций радикализма; социальную и функциональную природу базовых ценностей, которые присущи основным идеологиям радикального типа, характерным для русского национального самосознания и национальной политической мысли. Уметь:
выявить общее и особенное в традиционных и современных радикальных идеологических системах; использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением идеологического выбора и формирования гражданской позиции; адекватно идентифицировать политическую идеологию радикализма, применяя современные методы исследования; использовать отечественный и мировой опыт в решении идеологических проблем в сфере политики; самостоятельно и критически анализировать системные признаки, ценностные основания и специфику радикальных идеологий, относящихся к российскому спектру в сопоставлении с зарубежными аналогами; применять методы сбора и обработки данных в научных исследованиях радикальных идеологий в России. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками использования базовых методологических подходов к изучению радикальных идеологических систем в России; навыками использования соответствующего понятийного аппарата в самостоятельной научно- исследовательской работе; общенаучной и политологической терминологией; навыками практического анализа российских радикальных идеологических концепций и работы с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; навыками научных исследований политического радикализма, методами сбора и обработки данных о радикальных политических идеологиях в России. |
Содержание дисциплины | Введение. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса. . Социально-исторические корни русского аутентичного радикализма (1840 – 1870-е гг.). Классическое радикальное народничество: базовые идеологемы «Народного дела» . Народнический радикализм и «русский анархизм» (М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой и др.) в 1860 – 1910-х гг.. Радикальный «конструктивный социализм» неонародников и тоталитарный коммунистический этатизм большевиков: противоборство, взаимовлияние и взаимодействие ключевых идей. . Неонароднический радикализм на пике своей популярности во время «великих потрясений» в России . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |