Аннотация рабочей программы дисциплины
«Лингвокультурология в системе обучения РКИ»

Цель изучения дисциплины Цели освоения учебной дисциплины:
Курс «Лингвокультурология в системе обучения РКИ» предполагает формирование сведений о стране, языке, национальной культуре, нации, русском национальном характере, межкультурной коммуникации, невербальной коммуникации.
Цель курса «Лингвокультурология в системе обучения РКИ» - формирование системы представлений о русской национальной культуре и общественной жизни современной России в процессе изучения языка и коммуникативной компетенции учащихся в актах международной коммуникации через адекватное восприятие речи носителя языка и понимание оригинальных текстов на изучаемом языке.
- охарактеризовать язык как средство отражения окружающей человека реальности;
- показать особенности накопления, хранения и передачи культурологической информации посредством языка;
- сформировать систему представлений о связи языка, мышления, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, о национально-культурной специфике стран изучаемого языка;
- сформировать лингвокультурную компетенцию студентов и совершенствовать их навыки общения с представителями разных культур с учетом национальных особенностей партнера;
- учить критически осмысливать лингвокультурологическую информацию и преломлять ее в конкретной коммуникативной ситуации;
- учить толерантности по отношению к непонятным сторонам жизни другого народа;
- ознакомить с методами, приемами лингвокультурологического анализа языковых явлений.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.05
Формируемые компетенции ОПК-4
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- базовые понятия лингвокультурологии;
- систему культурных ценностей своего народа;
- систему культурных ценностей народа страны изучаемого языка;
- о соответствиях и расхождениях в концептосферах различных культур;
- о наличии социокультурных стереотипов и социокультурных лакун, способных
привести к нарушению межкультурного общения;
- различные модели социального поведения людей;
Уметь:
- анализировать языковой материал в аспекте культуры носителей языка;
- проникать в смысл языковой единицы, высказывания, текста как отражения определенного культурного феномена;
- анализировать культурные концепты;
- сравнивать объекты различных лингвокультурологических систем;
- распознавать социокультурный фон иноязычного текста;
- использовать приобретенные лингвокультурологические знания в профессиональной деятельности;
- понимать невербальные средства общения и корректно их интерпретировать;
- проявлять профессионально-значимые личностно-поведенческие качества: культурную полицентричность, непредвзятость, толерантность;
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками лингвокультурологического анализа языковых единиц;
- методами ситстематизации и обобщения сведений о социокультурных явлениях;
- коммуникативными стратегиями и тактиками эффективного, бесконфликтного поведения.
Содержание дисциплины Лингвокультурология как научная дисциплина. Место лингвокультурологии в ряду наук о языке и культуре. Полидисциплинарный и междисциплинарный характер лингвокультурологии. Задачи культурологических исследований. Культура и человек. Культура и цивилизация.. Центральная триада лингвокультурологии: человек, язык, культура. Понятие картины мира. Языковая картина мира, культурная картина мира. Передача культурологической информации посредством языка. Семиотическое описание объектов. Лингвокультурема. Лингвокультурологическое поле и его структура.. Особенности взаимосвязи языка и социальной структуры общества. Языковая вариативность, ее причины. Языковые регистры и социокультурная стратификация общества. Отражение классовой системы английского общества в языке.. Языковая картина мира, ее составляющие. Культурная картина мира, ее составляющие. Теория гештальтов Дж. Лакоффа. Ключевые символы и элементы русской и английской национальных картин мира в сопоставительном аспекте.. Понятие культурного текста (текста культуры). Фразеология как способ представления культуры. Метафора как способ представления культуры. Символ как способ представления культуры.. Лингвокультурологическое описание языка: литературный язык, диалект, просторечье, жаргон. Стилистический уклад разных языков. Формы культуры и их языковое воплощение. Субкультуры..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
не предусмотрено
не предусмотрено
Форма промежуточной аттестации Зачет.