Цель изучения дисциплины | Цели освоения учебной дисциплины: Курс «Лингвокультурология в системе обучения РКИ» предполагает формирование сведений о стране, языке, национальной культуре, нации, русском национальном характере, межкультурной коммуникации, невербальной коммуникации. Цель курса «Лингвокультурология в системе обучения РКИ» - формирование системы представлений о русской национальной культуре и общественной жизни современной России в процессе изучения языка и коммуникативной компетенции учащихся в актах международной коммуникации через адекватное восприятие речи носителя языка и понимание оригинальных текстов на изучаемом языке. - охарактеризовать язык как средство отражения окружающей человека реальности; - показать особенности накопления, хранения и передачи культурологической информации посредством языка; - сформировать систему представлений о связи языка, мышления, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, о национально-культурной специфике стран изучаемого языка; - сформировать лингвокультурную компетенцию студентов и совершенствовать их навыки общения с представителями разных культур с учетом национальных особенностей партнера; - учить критически осмысливать лингвокультурологическую информацию и преломлять ее в конкретной коммуникативной ситуации; - учить толерантности по отношению к непонятным сторонам жизни другого народа; - ознакомить с методами, приемами лингвокультурологического анализа языковых явлений. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.05 |
Формируемые компетенции | ОПК-4 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- базовые понятия лингвокультурологии; - систему культурных ценностей своего народа; - систему культурных ценностей народа страны изучаемого языка; - о соответствиях и расхождениях в концептосферах различных культур; - о наличии социокультурных стереотипов и социокультурных лакун, способных привести к нарушению межкультурного общения; - различные модели социального поведения людей; Уметь:
- анализировать языковой материал в аспекте культуры носителей языка; - проникать в смысл языковой единицы, высказывания, текста как отражения определенного культурного феномена; - анализировать культурные концепты; - сравнивать объекты различных лингвокультурологических систем; - распознавать социокультурный фон иноязычного текста; - использовать приобретенные лингвокультурологические знания в профессиональной деятельности; - понимать невербальные средства общения и корректно их интерпретировать; - проявлять профессионально-значимые личностно-поведенческие качества: культурную полицентричность, непредвзятость, толерантность; Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками лингвокультурологического анализа языковых единиц; - методами ситстематизации и обобщения сведений о социокультурных явлениях; - коммуникативными стратегиями и тактиками эффективного, бесконфликтного поведения. |
Содержание дисциплины | Лингвокультурология как научная дисциплина. Место лингвокультурологии в ряду наук о языке и культуре. Полидисциплинарный и междисциплинарный характер лингвокультурологии. Задачи культурологических исследований. Культура и человек. Культура и цивилизация.. Центральная триада лингвокультурологии: человек, язык, культура. Понятие картины мира. Языковая картина мира, культурная картина мира. Передача культурологической информации посредством языка. Семиотическое описание объектов. Лингвокультурема. Лингвокультурологическое поле и его структура.. Особенности взаимосвязи языка и социальной структуры общества. Языковая вариативность, ее причины. Языковые регистры и социокультурная стратификация общества. Отражение классовой системы английского общества в языке.. Языковая картина мира, ее составляющие. Культурная картина мира, ее составляющие. Теория гештальтов Дж. Лакоффа. Ключевые символы и элементы русской и английской национальных картин мира в сопоставительном аспекте.. Понятие культурного текста (текста культуры). Фразеология как способ представления культуры. Метафора как способ представления культуры. Символ как способ представления культуры.. Лингвокультурологическое описание языка: литературный язык, диалект, просторечье, жаргон. Стилистический уклад разных языков. Формы культуры и их языковое воплощение. Субкультуры.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
не предусмотрено
не предусмотрено
|
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |