Цель изучения дисциплины | Целью освоения учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания. Задачи: - познакомить студентов с системой понятий и категорий, с помощью ко-торых зоопсихология пытается отразить все многообразие проявлений психики животных; - помочь овладеть знаниями о проявлениях, закономерностях и эволюции психики, о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психи-ческих процессов у животных; - дать определенные знания о проявлении психики животных через раз-личные формы поведения – таксисы, инстинктивное поведение, науче-ние, интеллектуальное поведение; - показать сложность и многообразие психики животных, проявляющиеся в различных формах социального поведения; - дать знания студентам вы области сравнительной психологии; - обеспечить понимание того, что изучение человеческой психики воз-можно лишь при учете как общих с животными эволюционных корней психической деятельности животных и человека, так и качественных пе-рестроек, поднявших эту деятельность на совершенно новый, небывалый до того уровень развития; - познакомить с достижениями в области прикладной зоопсихологии. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ПК-19 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
об основах происхождения и развития психики в филогенезе; современ-ные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания; о стадиях развития психики; отличительные особенности психики животных и человека;об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода; об основных закономерностях, механизмах протекания психических процессов у животных; об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение); особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности; коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза Уметь:
проследить эволюционные изменения в строении нервной системы, органов чувств, психических функций животных и человека;сопоставлять психосоциальные явления у животных и человека; выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного; анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших жи-вотных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, разви-тия психики в антропогенезе;проанализировать отличия поведения различных классов животных с точки зрения отдельных психических процессов, с точки зрения развития системных образований психики (интеллект, игровая деятельность, общение и пр.); Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
оценки степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека; проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях; использования зоопсихологических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе |
Содержание дисциплины | Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных.. Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе. Раздел 3. Особенности развития и функционирования потребностно-мотивационной сферы животных на разных уровнях развития психики.. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Поведение и эволюция. Индивидуальное поведение животных.Врожденное и приобретенное в поведении животных.. Развитие психики животных в онтогенезе.Особенности онтогенеза как показатель развития психики животных.. Коммуникативное и общественное поведение животных.. Сравнительная психология и проблема происхождения человеческой психики.Эволюция психики человека в филогенезе.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
- Word- 2007
- POWER Point 2010 Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader ЭУМК "Зоопсихология и сравнительная психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1887
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |