Цель изучения дисциплины | Цель курса – подготовка студентов к самостоятельной творческой работе преподавателя в период проведения педагогической практики. Из этой цели вытекают следующие задачи курса: * Сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной методике, подходов и методов обучения РКИ; * Ознакомление студентов с основами методики обучения РКИ в контексте формирования профессиональной коммуникативной компетенции; * Изучение вопросов, связанных с существующими формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений в свете современных тенденций обновления содержания обучения РКИ в ВУЗе; * Ознакомление с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа занятия по РКИ в свете современных требований; * Определение критериев анализа современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК), учебников и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы освоения РКИ (в профессиональной сфере). |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.06 |
Формируемые компетенции | ПК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- актуальные проблемы организации профессионально ориентированного обучения РКИ иностранных учащихся в российских вузах; - методику и приемы организации занятий по РКИ (в профессиональной сфере); - проблематику учебно-методических работ по теории и практике преподавания РКИ студентам ВУЗов; - специфику работы в группах учащихся первого, второго и третьего курсов. Уметь:
- анализировать существующие учебно-методические комплексы, программы по РКИ в ВУЗе; - используя учебники и учебные пособия (библиотечные, а также из сети Интернет) организовать, спланировать и подготовить занятие по РКИ для студентов ВУЗа; - разработать практические учебные материалы для использования на занятиях по РКИ в ВУЗе; - комплексно подходить к решению задачи освоения РКИ в профессиональной сфере: применять различные приемы, развивать разные компетенции (говорение, чтение, аудирование, письмо) Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- способностью критически подходить к существующим учебникам и учебным пособиям при подготовке курса Профессионально ориентированного РКИ; - профессиональной терминологией; - способностью анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи в рамках освоения РКИ как языка специальности; - навыком разработки занятия по обучению различным аспектам РКИ и видам речевой деятельности (с обоснованием адекватности выбора упражнений и последовательность их расположения) |
Содержание дисциплины | Стилевые разновидности современного русского языка, обслуживающие профессиональные сферы общения: научный стиль, устная научная речь (УНР), подстиль, язык специальности, подъязык специальности; язык делового общения.. Этапы развития методики профессионально ориентированного обучения РКИ. Общее представление о характере текстотеки курса обучения иностранных учащихся русскому языку как средству получения специальности. Функционально-семантические типы и подтипы текстов, актуальные для учебной и научной сфер деятельности иностранных учащихся. Тематика текстов: проблема установления межпредметных связей. Тексты для обучения рецепции, репродукции, продукции.. Технология использования личностно-деятельностного подхода при формировании и развитии у иностранных учащихся навыков и умений общения в учебной, научной и собственно профессиональной сферах деятельности.. Актуальные проблемы организации профессионально ори-ентированного обучения РКИ иностранных учащихся российских вузов. Специфика работы в группах учащихся первого, второго и третьего курсов. Анализ программ и учебной литературы. . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
не предусмотрено
не предусмотрено
|
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |