Цель изучения дисциплины | Цель – познакомить студентов с понятием «катастрофизм», рассмотреть основные природные катастрофы и бедствия связанные с ними. Задачи: - рассмотреть методы исследований; - рассмотреть понятие природных катастроф, стихийно-разрушительных процессов; - сведения о крупнейших катастрофах доисторического и исторического периодов; - рассмотреть виды природных катастроф; - рассмотреть процессы, способствующие возникновению катастроф. Парагенетические ряды катастрофических процессов. Классификация по масштабам проявления. - рассмотреть понятие «риска». Формула выражения риска. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.02.03 |
Формируемые компетенции | ОПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- базовые понятия в области землеведения, геоморфологии, гидрологии, метеорологии; - основные факторы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного происхождения; - базовые понятия и определения в области природных катастрофических процессов; - основные подходы и методы физико-географических и геоморфологических исследований природных катастрофических процессов; − комплекс видов неблагоприятных и опасных явлений в разных природных районах и для разных типов объектов в Российской Федерации; − особенности развития природных стихийных процессов; − происхождение (генезис), повторяемость, характер течения неблагоприятных и опасных природных явлений, принципы и методы их прогнозирования и предотвращения; - характер возможного воздействия стихийных явлений на население, территории, объекты экономики и среду обитания; − перспективные отечественные и зарубежные научные исследования по прогнозированию и предупреждению возможных природных стихийных явлений; − методики прогнозирования и оценки обстановки, определения основных направлений и мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и системы жизнеобеспечения при воздействии на них природных стихийных явлений; − требования законодательных и нормативных актов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными стихийными бедствиями. Уметь:
- анализировать взаимосвязи природных процессов и явлений; - прогнозировать возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций; - проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов; - использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических и геоморфологических исследований; − организовать оценку природного риска, выбор оптимального комплекса мер защиты, выполнение аварийно-восстановительных работ при ЧС природного происхождения; − планировать и организовывать эффективную защиту от стихийных бедствий в конкретных условиях, поддерживать связь с местными органами власти, различными учреждениями и средствами массовой информации для проведения организационной и разъяснительной работы. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- владеть терминологией и классификацией природных катастрофических процессов; - владеть теоретическими знаниями в области землеведения, гидрологии, метеорологии в контексте исследования природных катастрофических процессов; - владеть способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований; - владеть методами физико-географических и геоморфологических исследований, для выявления, прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаци; - методами и методиками оценки (прогноза) экономического, социального, экологического ущерба от неблагоприятных и опасных природных явлений; − владеть схемой выбора оптимальных мер защиты объектов разного типа (от территориальных комплексов населения и хозяйства до отдельных сооружений) от местного комплекса опасных природных явлений; − владеть принципами подготовки и выполнения предупредительных, аварийно-спасательных и восстановительных работ применительно к природным ЧС разной тяжести на уровне области, района, города, предприятия. |
Содержание дисциплины | Введение. Космические катастрофы. Землетрясение. Деятельность вулканов. Цунами. Атмосферные катастрофы. Гравитационные катастрофы. Наводнения и паводки. Антропогенные катастрофы. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |