Цель изучения дисциплины | Целями освоения учебной дисциплины «Психология саморегуляции» являются - систематизация знаний студентов по проблеме психических состояний, развитие у слушателей представлений о психологической саморегуляции (ПСР) функционального состояния как системном явлении, о методах саморегуляции/самоуправления состоянием; - практической целью обучения является формирование компетенций для практического освоения методических приемов и технологий обучения навыкам психологической саморегуляции состояния в целях профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний; - формирование умений и навыков по разработке программ (психологических технологий), направленных на обучение приемам психической саморегуляции. Задачи курса: - предоставить слушателям научную информацию по проблеме разработки и применения методов психологической саморегуляции как способов профилактики неблагоприятных состояний в трудовой деятельности; -обеспечить необходимую основу для практического освоения методических приемов обучения навыку саморегуляции состояния и базовых схем построения тренинговых программ, предназначенных для обучения ПСР; - формирование интереса к практической деятельности психолога; - формирование культуры профессионального самосохранения, развитие умения рефлексировать и самостоятельно корректировать свое поведение и неблагоприятные функциональные состояния; -рассмотрение и отработка основных приемов и методов саморегуляции; - формирование четкого представления о возможностях применения и ограничения использования методов и приемов саморегуляции. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.51 |
Формируемые компетенции | ОК-6 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- о принципах психопрофилактического подхода к оптимизации функциональных состояний человека и профилактике профессионального стресса в трудовой деятельности; - о теоретических и методологических основах саморегуляции в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями и терминами в области психологических исследований и разработки методов самоуправления и саморегуляции функционального состояния; - об истории, современном состоянии и перспективных направлениях развития психологических исследований и прикладного применения методов психологической саморегуляции как направления стресс-менеджмента; - о методохпсихологической саморегуляции функционального состояния, методических приемах, типах упражнений и характерных особенностей каждого из методов ПСР; - о закономерностях динамики ФС в процессе применения средств психологической саморегуляции; Уметь:
- планировать и реализовывать эмпирические исследования по изучению причин снижения работоспособности, динамики функционального состояния и развития стрессовых состояний в труде; - обосновать необходимость применения психопрофилактических методов и средств с целью оптимизации функционального состояния; - ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов, применяемых с целью самоуправления функциональным состоянием человека; - уметь осуществлять диагностику и самодиагностику психических состояний; - оценивать эффективность психопрофилактических программ саморегуляции состояния. - основные организационные формы внедрения прикладных программ ПСР; - учитывает специфику профессиональной деятельности психолога в области прикладной разработки, адаптации и организационных особенностей внедрения методов ПСР в структуру службы психологической поддержки персонала организаций; - умеет планировать и реализовывать основные этапы программы обучения ПСР при подготовке и проведении тренинга по обучению ПСР; - применять принципы разработки проектов организации центров психологической саморегуляции и релаксации. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- владения основными методами и приемами, отдельными техниками диагностики, профилактики и коррекции функциональных состояний; - навыки работы с первоисточниками в области психологии и смежных дисциплин; - по разработке программ (психологических технологий), направленных на обучение приемам психической саморегуляции. |
Содержание дисциплины | Теоретические основы психической саморегуляции. Практические аспекты психической саморегуляции. Стресс и технологии ресурсосбережения. Прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 6. www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г.. Курс в Moodle Психология саморегуляции https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=151 |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |