Цель изучения дисциплины | • ознакомить с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов; • познакомить с формами и факторами организации поведения; • дать представление об интегративной деятельности мозга; • сформировать представления о физиологических механизмах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и животных с позиций функциональной организации деятельности нервной системы; |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.01 |
Формируемые компетенции | ОПК-4 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- молекулярно-клеточные механизмы памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания; - последствия нарушения молекулярно-клеточных механизмов для процессов ВНД; - основные понятия, определения, термины, методы исследования ВНД. - принципы структурно-функциональной организации головного мозга; - закономерности поведения в различных условиях. - современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по изучению физиологических основ высшей нервной деятельности; - принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.); - основные методы физилогии высшей нервной деятельности. Уметь:
- иллюстрировать роль мембранных процессов и нейрохимических механизмов в процессах переработки информации; - сопоставлять изменение процессов переработки информации с изменением мембранных процессов нейрохимических механизмов; - выбрать адекватные методы исследования ВНД; - выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека; - применять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека - на практике использовать современное экспериментальное оборудование; - на основании полученных результатов оценивть функциональное состояние головного мозга и особенности психических процессов, выделять общие закономерности высшей нервной деятельности человека. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- Находить взаимосвязи висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных; - навыком прослеживать взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных; - навыком постановки цели, описания результатов, формулирования выводови интерпретации полученных результатов. - Формулировать основные принципы ВНД животных и человека - Составить суждение о взаимосвязи биологического и социального в поведении человека; - Оценить особенности протекания процессов памяти, обучения, эмоций, мышления, сознания; - Находить взаимосвязи молекулярного, клеточного, висцерального и нейронального компонентов поведения человека и животных; - навыками описания и сравнительного анализа при изученииособенностей высшей нервной деятельности; - работать с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ. - Интерпретировать полученные результаты. |
Содержание дисциплины | Методологические аспекты изучения физиологии высшей нервной деятельности. Основные понятия и принципы ВНД. Функциональная организация и врожденная деятельность мозга. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности . Структура поведенческого акта. Функциональные состояния . Нейрофизиологические основы памяти. Мотивации и эмоции.. Особенности и индивидуальные различия ВНД человека. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |