Аннотация рабочей программы дисциплины
«Культура речи»

Цель изучения дисциплины 1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности);
2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой;
3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке;
4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию;
5) дать знания о истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;
3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;
4) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте;
5) способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные явления русского языка;
6) сформировать умения решать прикладные задачи с ортологическим содержанием.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности).
Уметь:
1)раскрыть содержание основных понятий языковой нормы, ее аспектов, уровней и планов; представлять их как систему;
2)работать с различными лексикографическими источниками, давать правильную оценку их рекомендациям;
3)продуцировать собственные речевые произведения в соответствии с требованиями нормативности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками осуществления системного культурно-речевого анализа текста, опираясь на полученные знания и умения.
Содержание дисциплины Введение. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития.. Культура речи и эффективность общения.
Виды учебной работы Практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

Форма промежуточной аттестации Зачет.