Цель изучения дисциплины | Цель курса – дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования и деятельности архивов России, преемственности практики комплектования, хранения и использования документов российских архивов в дореволюционный период и в новейшее время; познакомить с проблемами, связанными с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке. В их числе: развитие отечественного архивного дела, формы и методы управления архивами, влияние исторических условий на жизнь и деятельность архивов, разработка научно-справочного аппарата; использование архивных документов в практических, политических, научных и культурных целях. Кроме того, конечной целью курса является воспитание у студентов сознание гуманистической миссии архивиста в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей в XXI веке новой «глобальной информационной инфраструктуры» (по терминологии ЮНЕСКО), или «единого архивно-информационного пространства» (по терминологии современных отечественных архивоведов). Для достижения цели решаются следующие задачи: - сформировать у студентов исторически конкретное представление об архивах России; - проследить основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы; - научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать ключевые этапы в развитии отечественного архивного строительства; - дать анализ типологии и организационной структуры государственных и негосударственных архивов; - определить закономерности и особенности истории отечественного архивного дела; - дать историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов; - изучить историю формирования научно-справочного аппарата архивов Кроме того, одной из задач курса является научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества, а также его взаимообусловленность с историей духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-11 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
процесс формирования системы государственного управления российскими архивами; генезис и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе; место отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия. Уметь:
- выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов; - устанавливать информационные связи документов фондообразователя; - определять внутреннюю систематизацию документов, выработанную фондообразователем; - проводить историко-компаративный анализ научных трудов историков отечественного архивного дела; - применять полученные знания в практической архивной работе. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
оценки и анализа деятельности отечественных архивов; написания научно-исследовательских работ по истории архивов и архивного дела; организации работы современных архивов |
Содержание дисциплины | 1. Архивы и архивное дело в IX- XVII вв.. 2. Архивы и архивное дело в период Российской империи.. 3. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г.. 4. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР.. 5. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг.. 6. Реформирование архивного дела в 1990-е гг.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
7-Zip AcrobatReader СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |