Цель изучения дисциплины | Цель освоения дисциалины "Природно-ресурсная безопасность" - ознакомление студентов с актуальными проблемами ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Задачи: - изучить теории безопасности, рисков, катастроф; - выявить систему природно-ресурсной безопасности России; - рассмотреть глобальные проблемы человечества (продовольственную, демографическую, ресурсную). |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.06 |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные особенности пространственного и временного развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством; - причины (природные и антропогенные) экологических кризисов; - основные сферы применения компьютерных технологий в географических исследованиях; - современные тенденции внедрения компьютерных технологий в географических исследованиях; - нормы и правила общения в научной, производственной и социально-общественной среде; - этикет общения с коллегами; особенности научного стиля речи; - избранную предметную область исследований; - основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов направления, развитие научно-практической мысли специалистов в области природно-ресурсной безопасности; - методы количественной и качественной обработки статистической информации; - основные экологические законы, взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы; - роль антропогенного фактора на современном этапе; - причины (природные и антропогенные) экологических кризисов; - процессы и последствия антропогенной трансформации окружающей среды; - географию, социально-экономические и экологические последствий использования природных ресурсов. Уметь:
- в целом выявлять проблемы, связанные с использованием и последствиями трансформации экологических систем глобального характера; - проводить полноценный анализ различной информации, связанной с природными ресурсами; - проводить комплексные исследования и камеральную обработку их результатов; - структурировать и формировать базы данных о географических объектах и явлениях; - создавать картографическое сопровождение экспертных материалов; - вести активный научный диалог по теме природно-ресурсная безопасность; - подбирать необходимый стиль общения в зависимости от сферы деятельности (научная, производственная, социально-общественная); - применять современные информационные технологии при проведении научных исследований; - оценивать репрезентативность собранного материала; - обосновывать выбор приоритетных направлений для решения проблем экологии; - применять теоретические знания для практического анализа особенностей проблем экологии и использования природных ресурсов на глобальном, региональном и локальном уровнях; - проводить региональный анализ основных экологических проблем, возникающих при разных видах, масштабах и интенсивности использования природных ресурсов; - проводить анализ влияния социально-экономических условий разных стран на специфику взаимоотношений в системе «общество - окружающая среда» и стратегии устойчивого развития; Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- отбора информации из различных источников для решения поставленных задач; - опыт владения компьютерными технологиями обработки данных; - картографического и математического моделирования; - редактирования, актуализации и визуализации информации о географических объектах; - сбора и анализа получаемой информации; - лабораторных и полевых исследований; - профессионального оформления и предоставления результатов научно-исследовательских и научно-производственных работ; - самостоятельной работы со специализированной литературой и в сети Интернет; - чтения тематических и общегеографических карт; - построения и анализа графиков; |
Содержание дисциплины | Геосферы, ресурсы пространства и времени.. Проблемы водной безопасности.. Биоразнообразие как фактор безопасности.. Энергетическая безопасность.. Минерально-сырьевая безопасность.. Продовольственная безопасность.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip AcrobatReader СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |