Цель изучения дисциплины | Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи. Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01 |
Формируемые компетенции | ОПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
основы психолингвистики: парадигмы исследований психологии языка и речи, языковые универсалии, модели образования, восприятия, понимания речи; основы психонейролингвистики и патопсихолингвистики: ключевые вопросы мозговой организации речевых процессов. Уметь:
использовать экспериментальные методы анализа языка и речи, проводить оценку и диагностику речи, речевых ошибок, нарушений и патологий; применять методы выявления и оценки речевых нарушений и патологий. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
основами анализа онтогенеза речи, навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, методами диагностики онтогенеза и патогенеза речи; навыками анализа речевых процессов в условиях несформированности или распада личности, психических отклонениях и растройствах. |
Содержание дисциплины | Введение в психолингвистику. Семиотические основы психолингвистики.. Категории и понятия в психолингвистике.. Становление основных научных направлений в психолингвистики.. Методы психолингвистических исследований. Ркечевая деятельность и речевое поведение.. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике. Детская речь и психолингвистика развития. . Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика. . Прикладные аспекты психолингвистики.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Лицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional; • Office 2010 Professional • 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt • AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf • DjVu reader, http://djvureader.org/ Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |