Аннотация рабочей программы дисциплины
«Логика»

Цель изучения дисциплины Целями изучения дисциплины является формирование у студентов культуры мышления и рассуждения, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные проблемы традиционной и современной логики, а также основные подходы к их решению;
- основные подходы к логическому анализу естественного языка, а также их возможности, преимущества и недостатки;
- основы классической логики высказываний и предикатов, их принципы, допущения и правила вывода;
- основные типы неклассических логик, их принципы и допущения;
- основные виды и формы правдоподобных рассуждений, а также требования к ним и ошибки возникающие при их нарушении;
- методы, приемы и операции рационального познания;
- основные подходы к логическому анализу естественного языка, а также их преимущества и недостатки;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научных текстах;
- семантические категории языка;
- законы и правила логики и специфику их применения в научных текстах и в отношении содержащихся в них смысловых конструкций;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания;
- виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия), а также их основные формы и правила;
- специфику и значение логического аспекта аргументации в научном и философском исследовании;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений в научном и философском исследовании;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации в научном и философском исследовании.
Уметь:
- находить оптимальные варианты решения основных проблем традиционной и современной логики;
- выбрать оптимальный для решения поставленных задач подход к логическому анализу естественного языка, а также провести указанный анализ, учитывая возможности, преимущества и недостатки выбранного подхода;
- применять на практике основные разработки классической логики высказываний и предикатов, учитывая их принципы, допущения и правила вывода;
- применять на практике разработки основных типов неклассических логик, учитывая их принципы и допущения, преимущества и недостатки;
- правильно оперировать основными видами и формами правдоподобных рассуждений, а также соблюдать требования к ним и выявлять ошибки возникающие при их нарушении;
- выявлять у других основные методы, приемы и операции рационального познания, а также правильно оперировать ими самому;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах.
- выявлять и правильно оперировать логическими формами и семантическими категориями в процессе анализа научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкциях;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- выявлять нарушения законов и правил логики в научных текстах;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь в процессе профессионального общения, а также научного и философского исследования;
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации в научной и философской профессиональной деятельности;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения профессионального уровня;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях профессиональной деятельности;
- учитывать специфику способов аргументации в научной и философской профессиональной деятельности в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации в научном и философском исследовании;
- показать своеобразие аргументации в различных областях научной и философской профессиональной деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками подбора и применения оптимальных вариантов решения основных проблем традиционной и современной логики;
- оптимальными для решения поставленных задач подходами к логическому анализу естественного языка, а также проведения указанного анализа, с учётом возможностей, преимуществ и недостатков выбранных подходов;
- навыками применения на практике основных разработок классической логики высказываний и предикатов, учитывая их принципы, допущения и правила вывода;
- навыками применения на практике разработок основных типов неклассических логик, с учётом их принципов и допущений, преимуществ и недостатков;
- основными видами и формами правдоподобных рассуждений, а также навыками соблюдения требований к ним и выявления ошибок возникающих при их нарушении;
- основными методами, приемами и операциями рационального познания, а также навыками правильного оперирования ими;
- навыками критического логического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками логического анализа научных и философских концепций;
- навыками анализа научных концепций;
- навыками правильного оперирования логическими формами и семантическими категориями в процессе анализа научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкциях;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками выявления нарушений законов и правил логики в научных текстах;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения диалога;
- навыками учета своеобразия аргументации в различных областях профессиональной деятельности;
- навыками учета специфики и отбора способов аргументации в научной и философской профессиональной деятельности в зависимости от характера аудитории и контекста;
- навыками применения основных требований стратегии, а также основных вариантов и конкретных приемов тактики аргументации в научном и философском исследовании;
- навыками учета своеобразия аргументации в различных областях научной и философской профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка. Учение о понятии, определения.. Суждение (высказывание).. Силлогистика.. Умозаключение из суждений с отношениями и сложных суждений.. Классическая логика высказываний и предикатов. Правдоподобные рассуждения.. Формы развития знания.. Основные типы неклассических логик.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.