Цель изучения дисциплины | - дать магистрам базовые знания об основах и принципах социальной статики и социального функционирования, сформировать у студентов целостное представление о развитии социально-философского знания, а также о современных философских проблемах человека и общества; - обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке, отношения человека к природе, условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; -изложить основные концепции исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - основные проблемы социальной философии; - основные подходы к изучению проблем социальной структуры, социального функционирования и динамики; - общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации; - о взаимоотношении биологического, социального и духовного в человеке, отношение человека к природе, - основные концепции информационного общества; - философский аспект глобальных проблем человечества; - основные положения философско-политических учений; - основные герменетвтические методы и теории; - социальные проекты общественного идеала в философии; - специфику социально-философского познания; - проблемы критериев истины в социальном познании; - критическую, интеллектуальную философию истории и постмодернистскую концепцию исторического познания; - проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации; - основные методологические положения социально-философских концепций; - принципы и методы основных школ и направлений социально-философской мысли; - основные методологические подходы к интерпретации смысла истории; - основные аспекты социально-философского знания; - современные философские проблемы человека и общества; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; - основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - основы и принципы построения этических концепций; - основные философские системы, содержащие морально-этический компонент; - специфику социально-философского и философско-исторического познания; - критерии истины в социальной философии и философии истории; - основания социокультурного взаимодействия; - об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - психоаналитические основания власти. Уметь:
- вести диалог, отстаивать собственные убеждения; - применять основные положения философской антропологии, философии истории и философии политики при анализе социальных явлений и событий; - определить основные виды социальных групп, указать их особенности и специфику взаимодействия с другими группами; - выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах; - различать форму и содержание социальных институтов и явлений; - рассматривать общество с позиций системного подхода; - осуществлять социально-философский анализ свойств правового государства и гражданского общества. - применять основные положения социальной философии, философии истории и философии политики при анализе социальных явлений и событий; - отличать социально-философские теории от социальных прожектов; - применять герменевтический, системный, структурно-функциональный и постмодернистский подходы при анализе общественных явлений; - применять в социально-философских исследованиях общелогические методы исследования; - использовать основные положения философии культуры в профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности; - применять в профессиональной педагогической деятельности основные требования моральной философии; - использовать основные этические положения философии в профессиональной педагогической практике; - анализировать отношения господства и подчинения в обществе и научить этому учащихся; - анализировать социально-значимые проблемы и процессы и научить этому учащихся; - использовать основные положения и методы социального познания в профессиональной педагогической деятельности; - представлять итоги экспертной работы по социально-философской проблематике в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями; - применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике; - редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности; - обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке и донести свои аргументы до учащихся в процессе педагогической деятельности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации; - навыками коммуникации, понимать её философское значение; - основными медодами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками сравнительного анализа при рассмотрении социальных процессов и явлений; - навыками компаративного анализа; - навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем; - навыками ведения философского диалога; - навыками сравнительного анализа при рассмотрении социальных процессов и явлений; - навыками герменевтического, системного, структурно-функционального и постмодернистского анализа социальных явлений и процессов; - стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности; - этическими нормами и навыками их применения в профессиональной педагогической деятельности; - навыками рефлексивного самоанализа и умением привить данные навыки учащимся; - интерактивными навыками профессиональной коммуникации в процессе преподавательской деятельности; - навыками убеждения и аргументации в этических вопросах в процессе преподавательской деятельности; - критериями научности в социально-философском и философско-историческом познании в процессе профессиональной педагогической деятельности; - навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений и умением привить данные навыки учащимся; - навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике в профессиональной педагогической деятельности; - навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности; - навыками ведения диалога в педагогической практике; - навыками изложения основных концепций исторического процесса, проблем и перспектив современной культуры и цивилизации в процессе преподавательской деятельности. |
Содержание дисциплины | Социальная философия: основные проблемы, подходы и структура социально-философского знания.. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. . Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. . Проблема классификации социальных групп. . Авторы сборника «Вехи» о русской интеллигенции. . Основные концепции социальной солидарности и конфликта.. Тард Г. о солидарности и конфликте в социальных отношениях.. Проблема конфликта и любви в философии Ж.П. Сартра.. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».. Критика К. Поппера теории капитализма К. Маркса.. Этнические общности (проблемы определения и типологии).. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.. Взаимосвязь социальной психологии и идеологии в работе К. Манхейма «Идеология и утопия».. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного заимодействия.. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии».. Предмет философии истории.. Философско-исторические концепции. . Проблемы детерминизма в философии истории. Теории факторов. Субъекты истории. Эволюционное и революционное в общественном развитии. Направленность истории и идея общественного прогресса. Смысл истории. . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |