Аннотация рабочей программы дисциплины
«Современные проблемы социальной философии»

Цель изучения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «Современные проблемы социальной философии» - ознакомить студентов с основными философско-историческими концепциями, тенденциями и закономерностями исторического процесса; дать студентам базовые знания о современных тенденциях социально-философского исследования цивилизаций.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- мировоззренческие, социализирующие и методологические функции социальной философии;
- формы и принципы ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные принципы философского анализа концепций и литературы;
- основные варианты современной научно-философской картины мира;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные проблемы современной социальной философии.
- специфику современного социально-философского познания;
- проблемы критериев истины в современном социальном познании;
- критическую, интеллектуальную философию истории и постмодернистскую концепцию исторического познания;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основные методологические подходы к анализу современных социальных событий и явлений;
- основные методологические положения современных социально-философских концепций;
- принципы и методы основных современных школ и направлений социально-философской мысли;
- основные современные методологические подходы к интерпретации смысла истории.
- основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений;
- основные категории современной социальной философии;
- основные философские концепции общественного (коллективного, массового) сознания;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основные школы и направления социально-философской мысли;
- основные положения социально-философских концепций;
- интерпретации смысла истории. Субъект как носитель смысла истории. Суммативную и субстанциальную концепцию смысла истории. Проблему начала и конца истории;
- знать основные подходы к определению понятия «цивилизация»;
- знать основные варианты классификации цивилизаций, их основания и принципы;
- знать специфические особенности основных цивилизаций;
- знать основные особенности и закономерности генезиса и трансформации цивилизаций;
- знать основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций;
- определение понятия «власть» в социальной философии;
- проблемы определения власти;
- содержание понятия «харизматический лидер» и иррациональность его образа в массовом сознании;
- психоаналитические основания власти;
- концептуальные характеристики власти;
- специфику социально-философского и философско-исторического познания;
- критерии истины в социальной философии и философии истории;
- основные философские концепции свободы и необходимости;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
- основные социально-философские концепции социальной справедливости;
- основы и принципы построения этических концепций;
- основные философские системы, содержащие морально-этический компонент;
- формы и методы социального познания;
- проблемное поле социальной философии;
- - основные принципы современных философских концепций исторического процесса и исторического познания;
- основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений;
- основные концепции исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основания социокультурного взаимодействия;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- о роли философии в становлении личности;
- основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания;
- знать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер.


Уметь:
- анализировать современные конкретные социальные и политические явления с мировоззренческих позиций;
- вести диалог, отстаивать собственные убеждения;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа современных общественных явлений;
- применять герменевтический, системный, структурно-функциональный и постмодернистский подходы при анализе современных общественных явлений;
- применять в социально-философских исследованиях общелогические методы исследования;
- выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах;
- различать форму и содержание современных социальных институтов и явлений;
- выявить основы и специфику взаимодействия цивилизаций;
- применять основные положения социальной философии, философии истории и философии политики при анализе современных социальных явлений и событий;
- использовать основные положения и методы социального познания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- представлять итоги экспертной работы по социально-философской проблематике в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями;
- использовать основные положения философии культуры в повседневной коммуникации;
- применять в профессиональной деятельности основные требования моральной философии;
- использовать основные этические положения философии экзистенциализма, психоанализа и русской религиозной философии в профессиональной практике;
- анализировать отношения господства и подчинения в обществе;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации;
- понимать логику авторов оригинальных текстов и показать ее учащимся;
- выявлять основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики на основе главных положений современной социальной философии и научить этому учащихся;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками социально-философского анализа научных и философских концепций;
- навыками философской аргументации;
- навыками ведения диалога;
- навыками работы с социально-философской литературой;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение;
- методами анализа социальных явлений и процессов основных социально-философских направлений.
- навыками герменевтического, системного, структурно-функционального и постмодернистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- навыками ведения философского диалога;
- критериями научности в социально-философском и философско-историческом познании;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений;
- навыками ведения экспертную работу по социально-философской проблематике.
- навыками рефлексивного самоанализа;
- интерактивными навыками коммуникации;
- навыками убеждения и аргументации в этических вопросах;
- навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения диалога в педагогической практике;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений в процессе преподавательской деятельности;
- стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности;
- навыками анализа современных социальных проблем в процессе преподавательской деятельности;
- этическими нормами и навыками их применения в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками ведения научно-исследовательской деятельности в области социальной философии и умением привить данные навыки учащимся.
Содержание дисциплины Проблема предмета философии истории. Определение философии истории.. Проблема истинного знания в философии и методологии истории. Парадигмы исторического познания. Методологический плюрализм в историческом познании в конце 20 века.. Проблема закономерности и случайности в истории. Идеи социального пространства и времени в современной философии истории. . Проблема смысла и направленности истории в философии истории. Субъекты истории . Проблема определения и классификации цивилизаций.. Специфика европейской и латиноамериканской цивилизаций.. Специфика индийской и буддийской цивилизаций.. Специфика исламской и дальневосточной цивилизаций.. Генезис и трансформация цивилизаций.. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность). Сценарии будущего сосуществования цивилизаций..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

Форма промежуточной аттестации Экзамен.