Цель изучения дисциплины | Цель освоения учебной дисциплины «Современные проблемы социальной философии» - ознакомить студентов с основными философско-историческими концепциями, тенденциями и закономерностями исторического процесса; дать студентам базовые знания о современных тенденциях социально-философского исследования цивилизаций. Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- мировоззренческие, социализирующие и методологические функции социальной философии; - формы и принципы ведения философского диалога; - основы и принципы критической рефлексии; - основные принципы философского анализа концепций и литературы; - основные варианты современной научно-философской картины мира; - основные приемы и методы аргументации; - основные проблемы современной социальной философии. - специфику современного социально-философского познания; - проблемы критериев истины в современном социальном познании; - критическую, интеллектуальную философию истории и постмодернистскую концепцию исторического познания; - проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации; - основные методологические подходы к анализу современных социальных событий и явлений; - основные методологические положения современных социально-философских концепций; - принципы и методы основных современных школ и направлений социально-философской мысли; - основные современные методологические подходы к интерпретации смысла истории. - основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений; - основные категории современной социальной философии; - основные философские концепции общественного (коллективного, массового) сознания; - проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации; - основные школы и направления социально-философской мысли; - основные положения социально-философских концепций; - интерпретации смысла истории. Субъект как носитель смысла истории. Суммативную и субстанциальную концепцию смысла истории. Проблему начала и конца истории; - знать основные подходы к определению понятия «цивилизация»; - знать основные варианты классификации цивилизаций, их основания и принципы; - знать специфические особенности основных цивилизаций; - знать основные особенности и закономерности генезиса и трансформации цивилизаций; - знать основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций; - определение понятия «власть» в социальной философии; - проблемы определения власти; - содержание понятия «харизматический лидер» и иррациональность его образа в массовом сознании; - психоаналитические основания власти; - концептуальные характеристики власти; - специфику социально-философского и философско-исторического познания; - критерии истины в социальной философии и философии истории; - основные философские концепции свободы и необходимости; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности; - основные социально-философские концепции социальной справедливости; - основы и принципы построения этических концепций; - основные философские системы, содержащие морально-этический компонент; - формы и методы социального познания; - проблемное поле социальной философии; - - основные принципы современных философских концепций исторического процесса и исторического познания; - основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений; - основные концепции исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации; - основания социокультурного взаимодействия; - об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; - о роли философии в становлении личности; - основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания; - знать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер. Уметь:
- анализировать современные конкретные социальные и политические явления с мировоззренческих позиций; - вести диалог, отстаивать собственные убеждения; - использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений; - применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа современных общественных явлений; - применять герменевтический, системный, структурно-функциональный и постмодернистский подходы при анализе современных общественных явлений; - применять в социально-философских исследованиях общелогические методы исследования; - выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах; - различать форму и содержание современных социальных институтов и явлений; - выявить основы и специфику взаимодействия цивилизаций; - применять основные положения социальной философии, философии истории и философии политики при анализе современных социальных явлений и событий; - использовать основные положения и методы социального познания в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - представлять итоги экспертной работы по социально-философской проблематике в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями; - использовать основные положения философии культуры в повседневной коммуникации; - применять в профессиональной деятельности основные требования моральной философии; - использовать основные этические положения философии экзистенциализма, психоанализа и русской религиозной философии в профессиональной практике; - анализировать отношения господства и подчинения в обществе; - редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации; - понимать логику авторов оригинальных текстов и показать ее учащимся; - выявлять основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности; - выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики на основе главных положений современной социальной философии и научить этому учащихся; - применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике; - редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками социально-философского анализа научных и философских концепций; - навыками философской аргументации; - навыками ведения диалога; - навыками работы с социально-философской литературой; - навыками коммуникации, понимать её философское значение; - методами анализа социальных явлений и процессов основных социально-философских направлений. - навыками герменевтического, системного, структурно-функционального и постмодернистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - навыками ведения философского диалога; - критериями научности в социально-философском и философско-историческом познании; - навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений; - навыками ведения экспертную работу по социально-философской проблематике. - навыками рефлексивного самоанализа; - интерактивными навыками коммуникации; - навыками убеждения и аргументации в этических вопросах; - навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности; - навыками ведения диалога в педагогической практике; - навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений в процессе преподавательской деятельности; - стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности; - навыками анализа современных социальных проблем в процессе преподавательской деятельности; - этическими нормами и навыками их применения в профессиональной педагогической деятельности; - навыками ведения научно-исследовательской деятельности в области социальной философии и умением привить данные навыки учащимся. |
Содержание дисциплины | Проблема предмета философии истории. Определение философии истории.. Проблема истинного знания в философии и методологии истории. Парадигмы исторического познания. Методологический плюрализм в историческом познании в конце 20 века.. Проблема закономерности и случайности в истории. Идеи социального пространства и времени в современной философии истории. . Проблема смысла и направленности истории в философии истории. Субъекты истории . Проблема определения и классификации цивилизаций.. Специфика европейской и латиноамериканской цивилизаций.. Специфика индийской и буддийской цивилизаций.. Специфика исламской и дальневосточной цивилизаций.. Генезис и трансформация цивилизаций.. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность). Сценарии будущего сосуществования цивилизаций.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |