Цель изучения дисциплины | Цель – усвоение основных закономерностей взаимодействия техногенных источников с компонентами экосистем. Задачи: - классифицировать природные и техногенные источники по типу, мощности и масштабу негативного воздействия на окружающую среду; - основные представления о способах выражения концентраций и содержаний токсикантов в составляющих окружающей среды; - методические основы идентификации химических и иных источников негативных воздействий на экосистемы в целом и компоненты природной среды; - количественно рассчитывать химическую нагрузку от точечных и диффузных источников в экосистемах различного уровня сложности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОК-7 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные закономерности экологии природных экосистем; - характеристики различных средств измерений параметров природной среды; - основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического мониторинга) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля; - принципы, методы количественной оценки экологического состояния природных объектов; - специфику и механизм токсичного действия на живое вещество организмов приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах(водотоках) и биогеоценозах; - принципы и методы идентификации химических источников загрязнений различных типов, а также других источников негативных воздействий на компоненты природной среды. Уметь:
- формулировать основные понятия, методы и термины экологического мониторинга; - выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля; - рассчитать необходимое количество и оптимальное размещение следящей аппаратуры; - нормировать результаты контрольных параметров природной среды для оценки ее состояния и прогноза; - разрабатывать элементы информационно-аналитических систем мониторинга; - использовать готовые пакеты программ, предназначенные для обработки результатов мониторинга с целью кратко-, долго-срочного прогнозирования экологической ситуации для оптимизации управленческих решений в экспертных задачах экологического контроля технических проектов; - принципы и методы проведения экологической экспертизы масштабных гидротехнический и энергетических проектов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
расчета нагрузки химических источников в экосистемах; оценки опасности химических источников в экосистемах. |
Содержание дисциплины | Введение Предмет и задачи дисциплины . Химические источники загрязнений экосистем. Точечные и диффузные химические источники. Группы источников загрязнения окружающей среды. Основы количественных измерений в экологических оценках загрязнений водных экосистем. Точечные и диффузные источники водных экосистем. Оценка диффузного загрязнения речных систем от снеговых паводков. Идентификация источников химических загрязнений воздуха, воды и почв методами аналитической химии. Новые информационные технологии идентификации источников химических и иных загрязнений. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ;
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека; http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук; http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека; http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук; http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека; http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ; http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ; http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ. Единый образовательный портал АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4843 |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |