Цель изучения дисциплины | Цель освоения учебной дисциплины «Взаимодействие цивилизаций» - ознакомить студентов с основными философско-историческими концепциями, касающимися изучения цивилизаций, тенденциями и закономерностями развития и взаимодействия цивилизаций; дать студентам базовые знания о современных тенденциях социально-философского исследования цивилизаций. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.13 |
Формируемые компетенции | ОК-6 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные особенности и закономерности межэтнического, межкультурного и межцивилизационного взаимодействия; - основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности; - основные подходы к определению «этноса», «культуры» и «цивилизации»; - иметь представление о закономерностях развития философии истории; - основания социокультурного взаимодействия; - специфику социально-философского познания. - критерии истины в социальной философии; - об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - цивилизационную специфику сущности, структуры и функционирования обществ; - специфику механизмов и форм социальных изменений в различных цивилизациях; - принципы исторической типологии общества, а также их применение в рамках цивилизационного подхода; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации; - знать основания социокультурного взаимодействия; - основные подходы к определению понятия «цивилизация»; - основные варианты классификации цивилизаций; - основные особенности и закономерности генезиса и трансформации цивилизаций; - основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций. Уметь:
- выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности; - выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп; - указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - выявить основания социокультурного взаимодействия; - определить основные виды социальных групп и указать их специфику; - выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия; - выявить и показать специфику социально-философского познания; - применять критерии истины в процессе исследования и решения традиционных и современных проблем социальной философии; - применять знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - выявить и продемонстрировать цивилизационную специфику сущности, структуры и функционирования обществ; - указать специфику механизмов и форм социальных изменений в различных цивилизациях; - применять принципы исторической типологии общества в рамках цивилизационного подхода; - использовать первоисточники в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления в процессе научно-исследовательской деятельности; - выявлять специфические особенности основных цивилизаций (европейской, исламской, буддийской, латиноамериканской, индийской и т.д.); - определять основные особенности и выявить основные закономерности генезиса и трансформации цивилизаций; - выявлять основы и специфику взаимодействия цивилизаций. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- диалектическим подходом к разрешению основных историософских проблем, а также остальными методологическими подходами; - различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий; навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - знаниями типологии контактов социальных групп; - навыками выявления специфики социально-философского познания в процессе профессиональной деятельности; - навыками применения критериев истины в процессе рассмотрения и решения традиционных и современных проблем социальной философии в конкретном исследовании; - навыками применения знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий в процессе профессиональной деятельности; - навыками выявления и демонстрации цивилизационной специфики сущности, структуры и функционирования обществ в научной и образовательной деятельности; - навыками обнаружения специфики механизмов и форм социальных изменений различных цивилизаций в конкретно-научном исследовании; - навыками применения принципов исторической типологии обществ в рамках цивилизационного подхода в процессе профессиональной деятельности; - навыками аналитической оценки социально-философского материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам специфики и взаимодействия различных цивилизаций; - навыками сравнительного анализа основных цивилизаций, а также их взаимодействия и этапов развития. |
Содержание дисциплины | Проблема определения и классификации цивилизаций.. Специфика европейской и латиноамериканской цивилизаций.. Специфика индийской и буддийской цивилизаций.. Специфика исламской и дальневосточной цивилизаций.. Генезис и трансформация цивилизаций.. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность). Сценарии будущего сосуществования цивилизаций.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |