Цель изучения дисциплины | - дать студентам базовые знания о ментальных основах социокультурного единства Европы (эпоха средневековья). В том числе: определить основные варианты трактовки понятия «ментальность»; выявить понимание и роль категорий «время», «пространство», «труд» и «богатство» в средневековой ментальности и культуре; выявить происхождение, обоснование, а также основные причины и характер трансформации трехчленной модели средневекового общества; установить место и значение основных социальных групп в трехчленной модели средневекового общества; выявить степень влияния «воинской» и «крестьянской» ментальностей на христианство и их роль в формировании социокультурного единства средневековой Европы; выявить истоки ментальных основ социокультурного единства современной Европы. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.10 |
Формируемые компетенции | ОК-6 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- проблемы человека в европейской цивилизации; - основные ценности европейской культуры; - основные варианты трактовки понятия «ментальность»; - понимание и роль категорий «время», «пространство», «труд» и «богатство» в средневековой европейской ментальности и культуре; - происхождение, обоснование, а также основные причины и характер трансформации трехчленной модели средневекового общества; - место и значение основных социальных групп в трехчленной модели средневекового общества; - степень влияния «воинской» и «крестьянской» ментальностей на христианство и их роль в формировании социокультурного единства средневековой Европы; - основные подходы к определению понятия «ментальность»; - основные определения понятия «ментальность»; - основные способы выявления «ментальностей» различных социальных групп; - методы и приемы определения основных элементов ментальностей представителей различных социальных групп. Уметь:
- применять полученные знания в процессе научного исследования ценностей мировой и российской культуры; - использовать полученные знания и навыки в процессе межкультурного диалога в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; - выявлять элементы ментальности представителей различных социальных групп; - работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, благодаря навыкам выявления элементов ментальности представителей различных социальных групп; - выявить истоки ментальных основ социокультурного единства современной Европы; - применять полученные знания и навыки в процессе научного исследования социально-философских проблем; - выявлять и дифференцировать основные подходы к определению понятия «ментальность» в процессе педагогической деятельности; - применять основные определения понятия «ментальность» в процессе педагогической деятельности; - применять основные способы выявления «ментальностей» различных социальных групп учащихся в воспитательной работе; - применять методы и приемы определения основных элементов ментальностей учащихся - представителей различных социальных групп в воспитательной работе. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками анализа ценностей мировой и российской культуры; - навыками межкультурного диалога в коллективе с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями его представителей; - навыками анализа социальных, этнических, конфессиональных и культурных различия, сформированными на основе умения выявлять элементы ментальности представителей различных социальных групп; - навыками выявления структуры и функционирования европейского общества; - навыками выявления механизмов и форм социальных изменений; - основными подходами к определению понятия «ментальность» и готов использовать их в педагогической деятельности; - навыками применения основных определений понятия «ментальность» в процессе педагогической деятельности; - навыками применения основных способов выявления «ментальностей» различных социальных групп учащихся в процессе воспитательной работы; - навыками использования методов и приемов определения основных элементов ментальностей учащихся - представителей различных социальных групп в процессе воспитательной работы. |
Содержание дисциплины | Проблема определения ментальности.. Время и пространство в средневековой ментальности и культуре.. Труд и богатство в средневековой ментальности и культуре.. Крестьяне в трехчленной модели средневекового общества. Элементы «крестьянской» ментальности и их соотношение с христианством.. Специфика «воинской» ментальности в средневековой европейской цивилизации . Средневековые воины и христианство.. Проблема войны в трудах раннесредневековых авторов.. Специфика ментальностей основных социальных групп средневековой европейской цивилизации. Трансформация основных элементов ментальностей европейской цивилизации. Ментальные основы социокультурного единства современной Европы.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |